Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша

Детские капризы — это нормально

14 янв 2015

Проблемы поведения

Автор: Дашковская Е. В.

Многие мамы и папы изо всех сил стараются быть хорошими родителями и искренне недоумевают, отчего это их купающиеся в любви и заботе малыши то и дела капризничают. О природе детских капризов и о том, как с ними справляться, мы беседуем с психологом — психоаналитиком Светланой.

— Капризы детей – это то, без чего не обходится ни в одной, даже самой гармоничной семье. Что же заставляет наших малышей капризничать?

— Всё дело в том, что иногда родители принимают за капризы нормальное поведение детей. Да-да! В определённом возрасте и в определённых ситуациях капризничать – это нормально. Когда ко мне на консультацию приходят мамы с жалобами на капризы детей, первым делом мы выясняем, что они понимают под этим словом. Как правило, родители называют капризами поведение ребёнка, которое, как им кажется, не вписывается в рамки. На самом деле такому поведению есть объяснение.

Психоаналитики уже давно – второе столетие – наблюдают, как формируется психика ребёнка, и что происходит на каждой стадии формирования этого процесса. Психоанализ подразумевает, что дети в своем эмоциональном развитии до школы проходят три разных периода.

1. Грудной возраст. Это время, когда о капризах говорить некорректно. Есть потребности ребёнка, о которых он заявляет плачем, и которые мать должна интуитивно понимать и удовлетворять. Это очень важно, поскольку формирует у ребенка чувство безопасности и доверия к миру.

2. Возраст второго года. В это время появляются границы, соблюдать которые ребёнку совсем не хочется, отсюда и сопротивление, которое проявляется плачем и настойчивыми требованиями получить желаемое.

3. Эдипальный возраст или возраст треугольных отношений (мать-ребёнок-отец), к которому относятся дети от 3-до 6 лет. Происходит формирование пола, ребёнок осознаёт себя мальчиком или девочкой. В этот период капризы нередко связаны с привлечением внимания к себе.

— И всё же, нужно ли родителям «бороться» с этим явлением или предоставить малышу возможность капризничать, сколько ему хочется, в надежде на то, что ребёнок станет взрослым и капризы пройдут сами собой?

— Главное – понять природу капризов и выработать правильную линию поведения. Вот представим себе ребёнка второго года жизни. Ему то и дело говорят – это делать нельзя, сюда не ходи. То есть буквально на каждом шагу маленький человек встречается с ограничениями. Естественно, малыш проявляет недовольство. А в этом возрасте у ребенка возникает ощущение собственного «Я»: «Я есть», «Я это хочу и могу». В то же время в небогатом пока словаре ребёнка появляется слово «нет», которое произносится по любому поводу и так раздражает родителей. Но, уверяю вас, именно так ребёнок и должен реагировать на появившиеся ограничения. А родителям нужно просто набраться терпения и с честью выдержать этот период. Вы же не позволите ребёнку самому спуститься с крутой лестницы, только потому, что ему этого хочется? 

Ограничивать малыша нужно, но при этом спокойно выдерживать его недовольство. Ни в коем случае не отвечать агрессией на агрессию. Очень важно, чтобы в этом возрасте у ребёнка сформировался психический амортизатор — это то, с чем человеку жить всю оставшуюся жизнь.

Оглянитесь вокруг, посмотрите на своих близких. Одного ничем не вывести из себя, он спокойно переносит стрессы и ограничения, а другой — вспыхивает, как спичка. Психоаналитикам совершенно очевидно, что мама первого человека спокойно переносила его детские истерики и капризы в возрасте двух лет и держала границы, а маме второго было трудно, она явно испытывала сложности с выдерживанием границ. Как результат — неправильно сформированный психический амортизатор.

— В чём конкретно заключается ваша помощь родителям?

— Часто бывает достаточно сориентировать родителей, в каком эмоциональном процессе находится их ребёнок. Если на втором году жизни капризность – норма, то на более позднем этапе она указывает на проблему зависимости, о которой я расскажу чуть позже. Важно разъяснить мамам и папам важность в любой ситуации сохранять спокойствие. И тогда с их ребёнком всё будет в порядке. Но бывают ситуации, когда необходима работа с самим ребёнком. 

Эта работа происходит в пространстве, где ребенок играет, рисует, лепит. Через эти проявления он выражает себя. Задача психоаналитика — понять эти символические проявления, при необходимости — помочь ребёнку снять внутреннее напряжение, или помочь сформировать границы, научить ребенка справляться с ограничениями. Капризы некоторых малышей действительно «зашкаливают». Отчасти излишне эмоциональную реакцию ребёнка на ограничения можно объяснить особенностями темперамента. Но нередко причина кроется в затянувшемся периоде зависимости. 

Эта зависимость часто связана с грудным вскармливанием, вернее с тем, что оно не было прекращено вовремя. Считается нормой кормить ребёнка грудью до года. Позднее грудь становится не столько источником пищи, сколько успокаивающим фактором. Если мама не находит в себе сил успокоить ребёнка словами, она предлагает ему грудь. Но чем дольше длится грудное вскармливание, тем сильнее зависимость ребёнка от мамы. В результате, он не учится самостоятельно справляться с эмоциональными ситуациями.

— А почему капризничают более старшие дети?

— Как я уже говорила, в эдипальном возрасте капризы связаны, прежде всего, с привлечением внимания. Ребёнок нуждается в постоянном одобрении и восхищении. Вторая проблема – всё та же зависимость. Ребёнок, которого очень долго кормили грудью, привязан к маме настолько, что не может ходить в детский сад. А если его туда всё-таки приводят, то сцены прощания с мамой выглядят душераздирающими. 

Эта проблема решается терапевтическими встречами ребёнка с психоаналитиком, в процессе которых специалист помогает ребенку научиться справляться с необходимыми ограничениями. Что же требуется от родителей? Умение чувствовать и понимать ребенка и, конечно, терпеливо выдерживать эмоциональные ситуации.