Коррекция письменной речи
На сегодняшний день все больше и больше детей испытывают сложности при работе со школьной программой. Одной из предполагаемых первопричин школьной неуспеваемости является дисграфия — нарушение письменной речи. Письмо и чтение — это база и средство для дальнейшего успешного обучения, для коррекции письменной речи. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем еще в школьном возрасте, нужно проводить профилактические занятия в дошкольном возрасте для устранения патологии фонематического восприятия, нарушение языкового анализа и синтеза, а также слоговой структуры слова.
Как может выражаться дисграфия в раннем возрасте?
На что нужно обратить внимание уже к четырем годам развития ребенка:
- на то как малыш говорит: проговаривает ли правильно звуки, есть ли пропуски слогов, например «мотолок» вместо «молоток», или увеличивает их число — «команата» — «комната», делает их перестановку «деворе» — «дерево», не различает звуки шипящие от свистящих «сиска» — «шишка», не различает звуки л-р – «калтина» — «картина», замена звуков в слогах «гебемот» — «бегемот», вставляет согласные в слог «апельсинт» — «апельсин», меняет звуки местами «нисичка» — «синичка».
- согласовывает ли кроха разные части речи между собой при составлении фразы и предложения. Он не должен допускать такие ошибки как, например, «много тарелков», «около столу», «конфета лежит на столу», «пить из стакане».
- на то, если дети не используют слова в разговоре, но знают их значение или употребляют их правильно, например «дно» — «подставка», «окно» — «подоконник».
- допускают ли ошибки в названии детенышей животных, например «свинья – хрюша, свиненок», «корова – бычки».
- на то, что у малыша бедный словарный запас; если он не понимает лексическое значение того, о чем говорит.
- на то, что в рассказах детей проявляется неправильное изменение окончаний (много «собаков», «медвежонков», «дорогов»), не согласовываются существительные с прилагательными («носик собачнин», «мехная шапка», «ухо зайкина»).
- на то, что кроха недостаточно знает общих понятий, знает «игрушки», «одежда»; не отличает домашних животных от диких, не отличает овощи от фруктов.
Если вы обнаружили хотя бы один из выше указанных признаков зарождающейся дисграфии своего чада — это уже первые звоночки для обращения к специалисту.
Ребенок в возрасте семи лет, когда овладевает навыками письма, слышит и проговаривает про себя слово, но в их написании пропускает буквы, слоги, «пишет» неправильно буквы, искажает их – это первые признаки будущей дисграфии. В отсутствии организованной, регулярной помощи экспертов, разбирающихся в первопричинах возникновения речевой патологии, эти дефекты не могут быть устранены.
Как бороться с дисграфией ребенка?
Коррекция нарушений письменной речи является комплексной проблемой. Оперативность её решения на прямую зависит от способности здраво сочетать помощь логопеда с коррекцией у психолога процессов познания окружающего мира, воспитания у маленьких учеников графомоторных умений и понятий о пространстве и времени. Своевременная логопедическая работа предупредит и решит проблемы для дальнейшей полноценной жизни малыша, в адаптации школы, в познании окружающего мира и социализации в обществе. Помните, что «терпенье и труд все перетрут», «верная указка не кулак, а ласка».
Консультации в ЦРР «Говоруша»
Наблюдайте за своим ребенком и его развитием, во сколько он произнес первые слова, как начинает говорить ваш малыш, и если обнаружите проблемы, то исправить и предупредить их лучше на ранних этапах развития, своевременно обратившись к логопеду. Записаться на диагностику к логопеду-дефектологу в ЦРР «Говоруша» можно по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 611-18-00 (пр. Ю.Гагарина, д 77)