Логопедический массаж

Логопедический массаж — это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данная техника представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж лица и тела проводится на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы по коррекции речи. Нередко процедура является необходимым условием для эффективности логопедического воздействия.

Процедуру проводит Елена Владимировна Дашковская — руководитель Центра Развития Речи «Говоруша»
dashkovskaya_elena_vladimirovna

erfcrpswgoe

Проведение логопедического массажа

Для того чтобы понять, как лучше проводить лечение, перед тем как начать логопедический массаж для детей, массажист должен обратить внимание: на мышцы языка, шеи, плечевого пояса, щек и губ. Для активизации речи и снятия мышечного напряжения проводится массаж отдельных частей тела:

  1. стоп
  2. кистей рук
  3. волосистой части головы
  4. ушных раковин
  5. лица
  6. языка
  7. шеи и спины
  8. точечное воздействие

Цели процедуры

  1. Стимулирование и активизация речи
  2. Нормализация мышечного тонуса общей, ручной, пальчиковой, мимической и артикуляторной мускулатуры
  3. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  4. Постановка неправильно произносимых звуков

С какого возраста можно проводить процедуру?

  • С 1.5 лет, как профилактически, так и при наличии у ребёнка проблем, связанных с различными неврологическими состояниями.
  • Для не говорящих детей с 2-х до 3-х лет — как «способ вызывания речи».
  • Для детей от 3-х до 4-х лет — нередко единственный метод воздействия, так как традиционные занятия с логопедом ребенок выдержать не может.

aabmywo3s48

Логопедический массаж в Центре развития речи Говоруша

Противопоказания

  1. Злокачественные новообразования
  2. Острые заболевания костей
  3. Высокой степени расстройства сердечно-сосудистой деятельности
  4. Заболевания крови
  5. Воспаление вен
  6. Тромбы, аневризмы
  7. Инфекционные заболевания
  8. Септические заболевания

Логопедический массаж для детей рекомендован детям с различными речевыми расстройствами. Для активизации и коррекции речевых дефектов процедура применяется как самостоятельный метод лечения так и в качестве комплексного подхода. В зависимости от особенностей ребенка, общих медицинских показаний и результатов диагностики, эффективность процедуры может быть различной.

Логопедический массаж для детей позволяет проводить коррекцию произношения звуков, нормализует работу мышц речевого аппарата, улучшает тонус и состояние голоса. Даже при выраженных симптомах неврологических отклонений,  использование такого рода массажа дает эффективные, хорошие результаты.

Количество процедур необходимого курса массажа определяет врач логопед-дефектолог на первичном приеме.

Логопед массаж

Проблемы с произношением отдельных звуков или с формированием связной речи наблюдаются у многих детей. Связано это с тем, что речь – это не врожденный навык, а способность, которую нужно развивать. Происходит это, по сути, само собой, так как ребенок пытается повторять слова за взрослыми и к моменту поступления в школу имеет большой словарный запас и развитые речевые органы.

Задержки в речевом развитии, которые в разной степени проявляются почти у всех детей, исправляются быстро (причем родители иногда даже не осознают, что ребенок заговорил на полгода позже). Однако более серьезные дефекты (дизартрия, алалия, неправильное развитие речевых органов и другие) требуют серьезного лечения. Обычных методов коррекции – например, дыхательной гимнастики или упражнений на произношение – здесь бывает недостаточно. Решить эту проблему поможет массаж у логопеда.

Логопедический массаж для детей появился позже других видов массажа. Его основная идея осталась та же – при помощи механического воздействия на речевые органы (в данном случае – воздействия пальцами) – сделать их более подвижными, попутно расслабляя и укрепляя мышцы. В этом плане логопедический массаж схож с методиками помощи при детском церебральном параличе, так как дефекты часто вызваны проблемами с нервной системой.

Комплекс упражнений логопедического массажа для детей подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от ситуации. Кроме того, большая роль в проведении упражнений отводится родителям ребенка. Если классический массаж требует специальной подготовки и многолетнего обучения, то массаж у логопеда выполняется намного проще. Врач диагностирует проблему и во время приема выполняет упражнения сам, параллельно обучая родителей. На следующих приемах он проверяет динамику восстановления и, при необходимости, корректирует процесс лечения.

Заниматься такого рода массажем нужно каждый день. Именно поэтому родителям под руководством врача нужно как можно быстрее освоить методику и выполнять упражнения дома. Однако самостоятельно пытаться поставить ребенку нужный звук нельзя, так как для этого нужны специальные знания. Когда дефект будет четко диагностирован, врач выберет комплекс упражнений. Массаж у логопеда не только развивает речь, но и способствует всестороннему развитию ребенка. Ведь не секрет, что дети, имеющие проблемы в речевом развитии, сильно замыкаются в себе и начинают отставать от сверстников и в других областях.

1412892083_massazh-pri-dizartrii2

Эффективность процедуры

Классический массаж представляет собой активное механическое воздействие на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды, связки и другие ткани. С помощью массажа тело человека расслабляется, кровообращение улучшается, а вместе с этим и увеличивается питание клеток кислородом и витаминами. Свободное движение крови и лимфы под кожей нормализует водный баланс в тканях, и человек избавляется от отеков. В общем и целом организм после отдельных сеансов и полного курса массажа наполняется жизненной энергией, что сказывается и на психоэмоциональном состоянии человека. У него улучшается настроение и повышается работоспособность, а усталость, наоборот, пропадает.

Логопедический массаж преследует те же цели, что и обычный массаж. Разница заключается только в объекте: в данном случае им является речевой аппарат, а если говорить еще более точно – губы, язык и лицевые мышцы. Именно эти части тела наряду с голосовыми связками участвуют в образовании звуков. К сожалению, у многих детей они развиты недостаточно хорошо, из-за чего ребенок испытывает проблемы с произношением.

Массаж у логопеда активно воздействует на лимфатическую систему, улучшая ток лимфы в области речевых органов. Еще большее влияние логопедический массаж оказывает на мышцы, участвующие в извлечении звуков. После специальных упражнений врачи-логопеды отмечают улучшение эластичности мышц языка и губ, а также увеличение их силы.

Это значит, что мышцы становятся более работоспособными или выносливыми, а с их помощью можно пробовать проговаривать сложные звуки. Бывает и обратная ситуация, когда речевые органы ребенка слишком подвижно, и он говорит много и невпопад. Исправить этот дефект помогают другие приемы логопедического массажа, понижающие тонус мышц. В конечном итоге, ребенок должен научиться правильно извлекать все звуки и складывать их в слова.

1413459283_logopedicheskij-massazh3

Проводиться логопедический массаж должен только после тщательного обследования речевого аппарата. В обследовании принимает участие не только врач-логопед, но и невропатолог и другие специалисты. Если логопедический массаж выполняется правильно, в мышечной и нервной системе происходят благоприятные изменения. После прохождения курса логопедического массажа у детей отмечаются следующие положительные изменения:

  • Улучшается подвижность мышц речевого аппарата;
  • Нормализуется общий тонус мышц, включая мимические;
  • Мышцы речевого аппарата становятся более «спокойными», пропадают судороги, гиперкинезы и другие патологии;
  • Объем и амплитуда артикуляционных движений увеличиваются;
  • Вырабатывается координация и мышечная память для извлечения наиболее сложных звуков;
  • Активизируются те мышцы речевого аппарата, которые ранее не отличались хорошей подвижностью.

Помимо этого, массаж у логопеда оказывает положительное влияние на работу других систем организма. В частности, нормальная работа артикуляционного аппарата помогает избавиться от повышенного слюноотделения (это может быть связано с недостаточной подвижностью некоторых мышц).

Также логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс и способствует развитию лицевых мышц. Общее положительное воздействие этого вида массажа на организм заключается еще и в гармоничном развитии нервной системы. Механическое воздействие на нервные окончания благотворно сказывается на работе речевых центров головного мозга и, следовательно, на работке всего органа в целом.

Противопоказания и условия проведения

Несмотря на свою высокую эффективность при сравнительной простоте упражнений, массаж у логопеда имеет ряд противопоказаний. В частности, он не применяется при наличии инфекционных заболеваний, включая грипп. Очевидно, что нельзя выполнять массаж при герпесе и других заболеваниях кожи. К другим противопоказаниям относятся конъюнктивит и стоматит.

logopedicheskij-massazh

Поскольку логопедический массаж связан со стимуляцией языка, его нельзя проводить при эпилепсии, так как ребенок может попросту откусить палец. По тем же причинам нежелательно (нужно соблюдать большую осторожность) выполнять массаж детям, склонным к истерикам. Если ребенок начинает кричать, плакать, вырываться из рук; у него появляется тремор подбородка и начинает синеть носогубный треугольник, занятия нужно прекратить.

Проводится логопедический массаж в хорошо проветриваемом помещении при комнатной температуре. Желательно проводить его каждый день или хотя бы через день циклами по 10-20 сеансов. Затем нужно сделать перерыв на пару месяцев, чтобы дать мышцам привыкнуть к новым возможностям. После этого, если есть такая необходимость, курс следует провести заново. Длительность процедуры зависит от того, насколько хорошо ее переносит ребенок. В самом начале занятий упражнения могут переноситься тяжело, поэтому их продолжительность должна быть не более 2-3 минут. Однако постепенно нужно приучать ребенка к тренировкам речевых органов, увеличивая время сеанса. Для совсем маленьких детей это время должно составлять не более 10 минут, а для тех, кто уже готовится к поступлению в первый класс – 20-25 минут.

Чтобы достичь наилучших результатов массажа, необходимо привести тело ребенка в правильное положение. Это нужно, во-первых, для расслабления мышц, а во-вторых – для постановки дыхания. Врачи-логопеды рекомендуют три основных положения тела для массажа:

  • Ребенок ложится на спину, а под его шею подкладывается валик. Голова ребенка при этом должна слегка запрокинуться назад, а плечи – приподняться. Руки следует вытянуть вдоль тела; допускается еще один валик положить под колени.
  • Ребенок «полусадится» в кресло с высоким подголовником.
  • Маленький ребенок в таком же положении полусидя помещается в сидячую коляску или детский стульчик.

Виды логопедического массажа

Логопед выполняет массаж пальцами в напальчниках или использует вспомогательные инструменты: зубные щетки с мягкой щетиной, пластмассовый шпатели, соски и т.д. Различают несколько видов логопедического массажа:

  • Классический. Выполняется рядом с «проблемным» участком или непосредственно на нем. Используются основные приемы, как и при обычном массаже других частей тела: поглаживание, разминание, растирание и вибрация. Здесь логопед может применять вспомогательные средства.
  • Точечный. Воздействие выполняется не на поврежденные участки, а на биологически активные точки на теле, «отвечающие» за их работу. Такие точки, в том числе, относятся и к работе речевых центров, хотя могут располагаться вдали от них.
  • Зондовый. Для выполнения этого вида массажа применяются специальные приспособления – зонды, сделанные с учетом анатомических особенностей ротовой полости. Работая с зондами, логопед воздействует на язык, губы, щеки и нёбо, активируя нервные центры и добиваясь высоких результатов в короткие сроки.
  • Аппаратный. Выполняется с помощью медицинского оборудования, которое широко используется в других методах массажа и физиотерапии.

Кроме того, существует так называемый самомассаж, при котором ребенок самостоятельно пальцем или зубной щеткой массирует лицо или язык по заданию врача. Для удобства восприятия логопеды нередко дают такие упражнения в игровой форме.

foc-adeli_penza-zondovyj_massazh

Рекомендации по выполнению логопедического массажа

Расслабляющий логопедический массаж выполняется при повышенном тонусе артикуляционных мышц. Нормализация мышечного тонуса не только способствует развитию правильной речи, но и помогает ребенку «освоить» правильные движение при питании. При выполнении расслабляющего логопедического массажа важно придать телу ребенка такое положение, при котором патологические рефлексы будут проявляться минимально, или не будут проявляться вообще.

Но начинать массаж необходимо с расслабления шеи круговыми движениями и покачиваниями головы в сторону. Затем наступает очередь непосредственно речевой мускулатуры. Лицо, губы, шею и язык легко поглаживают по направлению от краев к центру двумя руками, слегка прижимая, но не сильно растягивая кожу. Каждое упражнение выполняется по 5-8 раз. Если отмечается асимметрия речевых мышц, пораженной зоне уделяется больше времени и движений.

Обратным примером логопедического массажа является стимулирующий массаж. Он, наоборот, призван укрепить мышечный тонус при недостаточной подвижности органов речевого аппарата. Движения в этом случае должны быть не расслабленными, а быстрыми и энергичными. Выполняются они от центра к краям и включают в себя растирания, разминания, прищипывания и вибрации. Первые 4-5 движений делаются плавно, затем их интенсивность увеличивается. Каждое движение нужно повторить 8-10 раз, но так, чтобы это не вызвало болевых ощущений.

Массаж языка – отдельный комплекс упражнений; выполнять его нужно до приема пищи, либо через полтора часа после него. Начинают массаж с поглаживания десен в горизонтальном направлении. Это нужно для того, чтобы вызвать у ребенка слюну. Затем, через 2-4 движения с каждой стороны десны, массаж десен продолжается в вертикальном направлении.

После этого приступают к массажу нёба, начиная от зубов и далее по средней линии. Во время массажа ребенок может произносить гласные буквы. Наконец, после нёба переходят непосредственно к массажу языка. Поглаживание, похлопывание и вибрация производятся в направлении от зубов к корню; при появлении рвотного рефлекса упражнение нужно остановить. Кроме того, применяются прямые, круговые и спиралевидные движения, надавливания в определенную точку и прищипывания зон языка.

Для лечения повышенного слюноотделения (свидетельствует о проблемах с развитием речевых органов и, как следствие, затрудняет речь) нужно сначала научить ребенка хорошо жевать – в том числе с запрокинутой головой. Развивать язык нужно вращательными движениями, а появляющуюся слюну нужно научить сначала подсасывать, а затем – сглатывать одним толчком. Научиться делать это нужно до начала выполнения основных упражнений по логопедическому массажу.

Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1.
ст. метро Звездная
с 9.00 до 20.00