Записи

Мой ребенок сводит меня с ума. Как может помочь прикладной анализ поведения?

Октябрь 3, 2017

Мой ребенок сводит меня с ума. Как может помочь прикладной анализ поведения?

Когда ребёнок демонстрирует проблемное поведение — истерики, вопли и крики, агрессию — это серьезная проверка родителей на прочность. То, что должны понять мама и папа в первую очередь — поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда проявление желательного или нежелательного поведения происходит, немедленная реакция взрослых определит, станет ли подобное происходить в будущем.


Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него такой характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что он сегодня не в духе», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие проявления человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно сформировалось.

Особенно остро стоит вопрос, если поведение несет угрозу здоровью ребенка, окружающим его людям, мешает обучению и социализации ребёнка, его адаптации к жизни.

Как корректируется нежелательное поведение?

В работе при обучении и коррекции нежелательного поведения детей с аутизмом и другими нарушениями развития все чаще применяется прикладной анализ поведения.

К коррекционным процедурам, основанным на этом научном подходе, можно отнести работу с агрессией и самоагрессией, аутостимулятивным и стереотипным поведением (хождение на носочках, взмахи руками, вокализации и др.), устранение проблем с питанием, туалетом и сном.

Что такое прикладной анализ поведения?

ПАП (прикладной анализ поведения, от англ. applied behavior analysis, АВА) — это метод, представляющий собой практическое приложение бихевиоризма — науки о поведении.

Какие еще обозначения у этого подхода?

Другие обозначения метода — поведенческая терапия, поведенческий анализ, ПАП, АВА и АБА. За последние 5-6 лет в России устоялись следующие сокращенные названия этого метода: АВА (англ.), АБА и ПАП, так что не стоит удивляться, что в Москве прикладной анализ поведения называют ЭйБиЭй, в Новосибирске и Воронеже —  ПАП, а в Самаре или Нижнем Новгороде — АБА. Это происходит из-за того, что поведенческая наука и ее прикладные аспекты сфера для нас новая и среди ученых и практиков консенсус по поведенческой терминологии пока не выработан. Поведенческий анализ также один из вариантов обозначения прикладного анализа поведения, а термин поведенческая терапия означает психолого-педагогическую или коррекционную работу, которая основана на методе прикладного анализа поведения.

Какая идея положена в основу метода?

Основная идея науки о поведении — бихевиоризма — базируется на взаимосвязи стимула и ответной реакции. Под стимулом понимается любое воздействие на нас со стороны окружающей среды, а под ответной реакцией — активность организма в самом широком смысле. В понятие «активность» психологи-бихевиористы включают и действия (играть на скрипке, бежать), и реакции вегетативной нервной системы (покраснеть, испытать стресс), и более сложные личные события (мысли и чувства). Говоря простым языком, бихевиоризм рассматривает и изучает нас с вами как организм, который закономерно отвечает на воздействие окружающей среды и  на то, какие различные средовые стимулы влияют на наше поведение.

Прикладной анализ поведения ставит своей задачей изучение и анализ причин того или иного поведения, определение и при необходимости изменение стимулов, которые вызывают это поведение.

Как строится план коррекции нежелательного поведения?

На первом этапе определяется цель и целевое поведение. Невозможно скорректировать «ребенок очень агрессивный» — это собственно и не поведение. Но, к примеру, такие частые действия ребенка, как «бьет себя по голове» и «кусает брата» могут быть скорректированы. Коррекция нежелательного поведения в обязательном порядке включает в себя функциональную оценку (наблюдение и сбор данных о причинах возникновения и усиления того или иного вида поведения), построение и реализацию программы коррекции и сбор данных об изменениях в поведении. Поведенческие программы чаще всего реализуются в той среде, где данное поведение обычно проявляется. Одновременно с этим в рамках терапевтического вмешательства ведется усиленное обучение альтернативным и замещающим видам поведения.

На практике: как работает прикладной анализ поведения (ПАП)?

Рассмотрим ситуацию. Первоклассник Витя, которому поставлен диагноз «нарушения эмоциональной сферы», начинает кричать и разбрасывать свои вещи всякий раз, как только на уроке математики учитель Мария Ивановна просит записать цифры в тетрадь.

Конечно, можно сказать, что у Вити диагноз, и это все объясняет. Но Витя уже сидит в классе, и нужно что-то делать с поведением, ведь помимо того, что Витя расстраивается сам, он нарушает порядок, что плохо отражается на учебном процессе в целом.

Теперь посмотрим, как будет выглядеть коррекционная работа, основанная на прикладном анализе поведения.

В первую очередь специалистам необходимо определить желаемые изменения в отношении Вити. Мы хотим, чтобы его плохое поведение на уроке математики прекратилось полностью, или будет достаточно, если Витя перестанет кричать, но продолжит разбрасывать вещи? Или же цель в том, чтобы Витя наполовину снизил частоту крика и разбрасывания вещей? Определив цель работы (поведенческие аналитики и терапевты применяют термин вмешательство), специалисты перейдут к изучению обстоятельств, при которых у Вити возникает проблемное поведение.

Если раз к разу на других уроках он ведет себя хорошо, а кричит и разбрасывает вещи только на уроке математики — скорее всего, именно на уроках математики в окружающей среде существует некий фактор, «запускающий» проблемное поведение Вити.

Далее, если вы осознали, что в целом на уроках математики Витя ведет себя хорошо, однако кричать и разбрасывать вещи начинает в тот момент, когда нужно заполнять таблицу с заданием, то вам, скорее всего, удалось понять то обстоятельство, при котором происходит проблемное поведение Вити, и еще на шаг приблизиться к тому, чтобы выявить причину такого поведения.

Прикладной анализ поведения призывает определить, почему Витя не хочет заполнять таблицу, и позволяет сделать это в конструктивном ключе, то есть не объясняя его нежелание заполнять таблицу заболеванием.

Может быть, Вите сложно заполнять таблицу?

Специалистам предстоит проанализировать, какого рода задания он ранее успешно выполнял и в связи с чем его ученические показатели ухудшились. Если установится взаимосвязь между возрастанием учебной нагрузки и интенсивностью проблемного поведения Вити, скорее всего, возникнет еще одно решение.

А что если специально для Вити упростить таблицу?

 

В следующий раз учитель попросила мальчика заполнять только часть полей на выбор. После этого проблемное поведение Вити на уроках прекратилось, он перестал кричать и разбрасывать вещи.

Разумным было бы возразить, что Витя таким образом не освоил часть программы, которую освоили другие дети. Это правда. Однако, во-первых, поскольку Витя ребенок с особыми потребностями, его учитель вовремя поняла проблему и скорректировала свои требования к мальчику. Во-вторых, часть заполненной таблицы (причем без крика и истерик) намного лучше, чем незаполненная таблица и сорванный урок, правда?

Следующий шаг в работе учителя — научить Витю заполнять таблицу целиком, и сделать это теперь, когда поведение мальчика перестало быть проблемным, Марии Ивановне будет легче.

Центральная идея прикладного поведенческого анализа — ответить на вопросы:

  • Для чего возникает проблемное поведение?
  • Что его вызывает?
  • Что нужно изменить в среде, чтобы изменилось это поведение?
  • Какие последствия лучше всего предоставлять, чтобы сделать хорошее поведение характерно устойчивым, а плохое свести на нет?

Прикладной анализ поведения работает не только с преодолением проблемного поведения, хотя именно это представляет главную заботу родителей, воспитателей и учителей — ПАП отлично справляется с обучением детей (и взрослых) как нормативных, так и с особенными потребностями.

Специалистами Центра Развития Речи «Говоруша» разработана специальная Программа Коррекции Поведения (ПКП). Прикладной анализ поведения — это одно из направлений данной программы. Какой выбрать подход, психологическое направление или прикладной анализ поведения, в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально исходя из особенностей ребенка и семьи в целом.

Приходите к нам! И ваш ребенок СКАЖЕТ вам СПАСИБО!

Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1.
ст. метро Звездная
с 9.00 до 20.00