Записи

Мой ребенок сводит меня с ума». Когда нужна помощь психолога?

Октябрь 3, 2017

Мой ребенок сводит меня с ума». Когда нужна помощь психолога?

В последние годы очень популярна тема «быть правильным родителем»: ценность образования, воспитания в духе уважения к личности ребенка сильно возросла. Но агрессия, гиперактивность, истерики, страхи и другие виды проблемного поведения могут омрачить любую, даже идеальную с виду картину семейного счастья. Проблемы поведения у ребенка иногда лишь следствие его «взросления», неврологической незрелости, а иногда представляет собой замаскированное послание маме и папе как некоторый «продукт».


Именно семейный психолог может стать главной опорой в работе по коррекции поведения, помогая понять, как симптом «нежелательного поведения» родился, живет и что его удерживает.

Поведение появляется внутри семейной системы как ответ на происходящее. Исключениями являются те случаи, когда изменения в поведении — реакция на специфический травматический опыт. Чаще трудности начинаются тогда, когда ребенок выходит в «свет». Это может быть детский сад, песочница во дворе, поход к врачу, гости, школа.

Все выходит на поверхность, когда способ взаимодействия с миром, который ребенок приобрел в семье, начинает мешать — учиться, находить друзей, осваивать бытовые навыки. Возникшие у ребёнка противоречия могут приобрести выраженную форму нежелательного, неудобного в социуме поведения. Как бы ни был мал ребенок, в выборе способа справляться с ситуацией — его ответственность, его решение.

Вот что говорит десятилетний мальчик о том, почему ему становится плохо в бассейне: «Я очень не хотел туда ходить, и мое тело меня послушалось!».

Заболеть — чудесный, творческий и неосознанный, конечно, способ избежать недовольства родителей.

Работа психолога в этом случае будет направлена на то, чтобы научиться новым способам реагирования, например, научиться возражать.

Семья привыкает жить с «поведением» ребенка и нередко неосознанно подкрепляет это поведение. Именно типы семейного воспитания и детско-родительских отношений могут сами по себе быть ответом на вопрос, почему возникли те или иные поведенческие проблемы.

Яркий пример от родителей, которые сетуют о том, что ребенок «гнет свою линию и главный в семье».

«От него (ребенка) зависит наше настроение, у него все в порядке — и у нас все хорошо, у него неудачи — и нам плохо». 

Все оказывается очевидным, когда привычные формы взаимодействия становятся осознанными, осмысленными, озвученными. Достаточно увидеть, признать то, что есть, чтобы понять, как устроены отношения.

Детская психика пластична. Если обратившиеся к психологу родители готовы посмотреть на ситуацию под другим углом, встретиться с неизбежными изменениями, то и ребенок может с успехом освоить новые правила.

Здесь родителям стоит отказаться от своей «идеальности». Переживание неравнодушными родителями собственной беспомощности, несостоятельности, некомпетентности — это отдельная тема для работы с психологом.

Примерно так может выглядеть запрос: «Я не люблю гулять с ребенком. Когда он начинает капризничать на улице, мне кажется, что все на меня смотрят, и я не знаю, куда деться…». 

Родитель часто вынужден спасаться от неловкости или стыда за то, что «делает что-то не так», перестает быть в этот момент опорой ребенку, потому что справляется со своими переживаниями. И тогда лучшей помощью будет развитие собственной чувствительности в контакте с ребенком, признание, легализация своей беспомощности, права на ошибки.

Иногда проблемное поведение «запускают» собственные родительские травмы.

Обратилась мама, жалоба выглядела так: «Ребенок ничего не хочет, ни к чему не проявляет интереса, вялый, материал усваивает плохо». Психолог обращает внимание, что в процессе совместных занятий удачи ребенка остаются незамеченными, все внимание сосредоточено на ошибках.

«Как вы подбадриваете его, хвалите?». «Я никогда этого не делаю. Пусть он будет готов к тому, что всегда найдется кто-то, кто может лучше его».

В ходе индивидуальной работы психолога с мамой были проработаны ее детские травмы, связанные с нехваткой поддержки, завышенными требованиями.

Решение сложностей, касающихся проблем поведения, порой требует целого комплекса мер: педагогическая коррекция, психологическая поддержка, когда речь идет о неврологических симптомах — медикаментозное лечение. Если же ребенок сохраняет способность регулировать свое поведение по отношению к окружающим, работа с психологом станет основным ресурсом для семьи, столкнувшейся с проблемным поведением своего ребёнка.

Специалистами Центра Развития Речи «Говоруша» разработана специальная Программа Коррекции Поведения (ПКП). Работа психолога с семьей в этой программе имеет ведущее направление. В следующей статье мы подробно опишем еще одно из направлений ПКП. Следите за новостями! Приходите к нам! И Ваш ребенок СКАЖЕТ Вам СПАСИБО!

Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1.
ст. метро Звездная
с 9.00 до 20.00