Записи

Что такое моторная алалия

9 декабря, 2016

Новорожденные дети не умеют говорить – это хорошо известное обстоятельство никого не удивляет, так как все родители знают: пройдет несколько лет, и ребенок станет говорить так же хорошо, как и они. Ничего удивительного в этом нет, ведь речь – это приобретаемый навык. Сначала дети учатся издавать простейшие звуки, потом складывают их в слоги, а затем – в слова. И пусть сначала дети коверкают эти слова, вскоре они начинают говорить правильно. Но бывает и так, что ребенок растет, а его речь остается непонятной, либо не появляется вообще. Причиной такого явления во многих случаях становится сенсорная и моторная алалия. В этой статье больше внимания будет уделено второму варианту заболевания: причинам развития, симптомам, методам диагностики и коррекции.

Определение и причины алалии

Алалия – это поражение нервной системы, которое характеризуется полным отсутствием или сильным недоразвитием речи у маленьких детей. Вызывается алалия поражениями отдельных центров головного мозга, которые называются речевыми. Чтобы заметить это, не нужно быть дефектологом. Ребенок не только неправильно произносит звуки (или вообще их не произносит), но и не может выстроить фразу логически правильно: переставляет местами слова, путает падежи и т.д. При этом такие дети по остальным показателям имеют нормальное интеллектуальное развитие, однако недоразвитость речи, в конечном итоге, может повлечь за собой другие проблемы. Испытывая недостаток общения, и не обладая хорошим словарным запасом, ребенок станет замкнутым и с трудом будет поддаваться обучению.

алалия

Часто родители путают алалию с более серьезными проблемами: глухотой и ее следствием – немотой (поскольку ребенок ничего не слышит, он не учится воспроизводить речь). В раннем возрасте, особенно у младенцев, симптомы всех этих болезней похожи друг на друга, поэтому их можно перепутать. Однако родители могут провести простой тест, если замечают, что ребенок не издает звуки, которые должен говорить в соответствующем возрасте. Младенца можно просто позвать голосом с разной интонацией и посмотреть, как он на это реагирует. Детям постарше можно дать какую-нибудь просьбу («дай ложку»), которая покажет, насколько ребенок понимает смысл сказанного. Если обнаруживаются отклонения, ребенка необходимо показать спеуиалисту.

Статистика говорит о том, что алалией страдает около 1% детей дошкольного возраста. Меньше подвержены этому нарушению дети начальных классов, так как к этому возрасту они обычно излечиваются от алалии. Что касается различий между полами, то среди мальчиков сенсорная и моторная алалия встречаются чаще, чем среди девочек. Алалия начинает развиваться во время вынашивания плода, в послеродовом периоде или в течение первых трех лет жизни. Причинами алалии являются:

  • Травмы, полученные ребенком в период внутриутробного развития или во время родов;
  • Инфекционные заболевания, отравления и другие патологии, перенесенные женщиной во время беременности;
  • Патологическая беременность с частой угрозой прерывания;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в послеродовой период;
  • Скоротечные или, наоборот, затяжные роды;
  • Наследственная предрасположенность.

Помимо этого, алалия может развиться после использования акушерских и хирургических инструментов во время родов. Даже если ребенок родился здоровым, риск получить алалию сохраняется в первые годы жизни, когда защитные функции организма развиты слабо. Различные вирусы, заболевания эндокринной системы и отравления приводят к истощению нервной системы и отставанию в развитии некоторых функций головного мозга. Другие факторы связаны с неблагоприятной экологической обстановкой и психологическим микроклиматом в семье. Стрессы и нервное напряжение переживаются ребенком не менее тяжело, чем взрослыми.

виды алалии

Виды алалии

Всего выделяют три вида алалии. Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия речи, когда ребенок не может понять, что ему говорят. Моторная алалия – это нарушение, при котором ребенок с трудом произносит некоторые звуки или не говорит вообще, хотя хорошо понимает, что ему говорят окружающие. Наконец, третья разновидность болезни – сенсорно-моторная – объединяет в себе обе проблемы речевого развития.

У только что родившегося младенца речевые центры не развиты, поэтому разговаривать он не может. Но если он полностью здоров, то постепенно он пройдет все этапы развития и станет говорить так же хорошо, как и его родители. Если же отдельные участки мозга поражены, появляется та или иная форма алалии. Располагаются речевые центры в височной и лобных долях головного мозга. Сама речь делится на импрессивную (то есть умение слушать собеседника, понимать его смысл, формировать зрительные образы и пополнять словарный запас) и экспрессивную (умение говорить). Если у ребенка алалия, он не говорит вообще, либо говорит на каком-то непонятном языке, в котором не угадываются ни отдельные слова, ни смысл произнесенных предложений.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия осложняется тем, что дети не воспринимают чужую речь. И хотя с развитием речевого аппарата у них все в порядке, произнести слова они не могут, так как смысл обучения речи заключается в повторении услышанного, причем в осознанном повторении. Здесь же получается, что ребенок говорит, но его поток слов не имеет смысла. Помимо этого, при сенсорной алалии дети начинают коверкать слова, объединяют несколько слов в одно и путают порядок слов. Нередко наблюдается такое явление как эхолалия, когда ребенок слово-в-слово повторяет сказанное, но всем понятно, что сам он не понимает смысл этих слов.

Легкая форма сенсорной алалии дает детям возможность понять чужую речь после нескольких повторений, особенно если она сопровождается жестами и четкой артикуляцией. Соответственно, и сами они через несколько попыток начинают говорить что-то сознательное. А вот дети с тяжелой формой сенсорной алалии совсем не понимают речь окружающих. Это приводит к проблемам с их обучением, так как они неспособны концентрироваться на задаче и отличаются хаотичностью движений. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям памяти и, что хуже всего, к проблемам интеллектуального развития.

Причины и симптомы моторной алалии

Моторная алалия вызывается повреждением так называемого лобно-теменного центра Брока – одного из участков головного мозга. Задача этого центра – формирование навыков озвучивания речи, или, проще говоря – умение генерировать звуки, чтобы они были понятны окружающим. При моторной алалии ребенок хорошо воспринимает чужую речь, понимая, что ему говорят родители и другие люди. Однако при попытке заговорить самостоятельно такие дети испытывают проблемы.

Симптомы сенсорной алалии

Первые симптомы моторной алалии становятся заметны через несколько месяцев после рождения ребенка. Он не умеет гулить, а лепет ограничен однотонными звуками. Первые слоги он начинает складывать после года жизни, а первые слова появляются только после трех лет, когда остальные дети вполне сносно говорят. Голос у таких детей громкий и звонкий; отдельные звуки произносятся ребенком вполне четко, но сложить их в слова у него не получается. Словарный запас пятилетнего ребенка, с моторной алалией, очень ограничен, хотя здоровые дети к этому времени знают около полутора тысячи слов.

Проблемы связаны еще и с тем, что ребенку сложно распознать слова, если они незначительно  отличаются друг от друга по звучанию, но имеют совершенно разный смысл. Едва ребенок сформирует для себя один зрительный образ и смысловое значение слова, как похожее на него по произношению понятие может вогнать его в ступор. Если же родители начинают подгонять ребенка, требуя от него правильных ответов, это еще больше усугубляет ситуацию. В таких случаях специалисты советуют не впадать в панику и ни в коем случае насильно не переучивать детей. В то же время, оставлять данное нарушение без внимания нельзя. Возможно, она со временем и пройдет, но если перед поступлением в школу ребенок до сих пор произносит слова неправильно, его нужно показать врачу – невропатологу и логопеду. Первый специалист выявит отклонения в работе нервной системы, а второй – займется непосредственной постановкой речи.

Легкая форма моторной алалии, в целом, не ставит препятствий при общении ребенка со взрослыми. Такие дети обычно используют в речи слова в именительном падеже и неверно ставят окончания, но это позволяет окружающим их понять. Однако если ребенок не выйдет от алалии, в школе у него могут возникнуть серьезные проблемы, прежде всего – на уроках русского языка. А вот тяжелая моторная алалия доставляет массу проблем еще в раннем дошкольном возрасте. Такие дети могут только подражать некоторым звукам, а при общении они активно помогают себе мимикой или жестами.

Если же говорить о поведении детей с моторной алалией, то оно может быть совершенно противоположным. Дети бывают как психически заторможенными, так и гиперактивными. Речь этих детей громкая и звонкая, хотя звуки произносятся неправильно или не в нужном порядке. Им сложно сфокусировать внимание во время занятий, они быстро устают и не отличаются хорошей памятью, с трудом выполняют даже самые простые логические действия. Еще один признак моторной алалии – это неспособность детей выполнять тонкую работу руками и пальцами, так как мелкая моторика тесно связана с речевыми центрами мозга.

Лечение моторной алалии

Коррекция моторной алалии

Поскольку моторная алалия имеет различные причины и множественные проявления, ее коррекция ведется комплексными методами. Они включают в себя классическую медикаментозную терапию, а также занятия с психологом и логопедом. В детских садах (реже – в школах) существуют специальные группы и классы для детей с нарушениями речевого развития. При грамотной работе специалистов и родителей к моменту поступления в первый класс большинство детей избавляется от своих недостатков.

Медикаментозная терапия

Прием лекарственных препаратов направлен на стимуляцию развития речевых центров головного мозга. Только врач невролог может назначить ребенку какие либо препараты. Дозировка и вид лекарств должны подбираться так же врачом по результатам обследования ребенка. Первоначальные дозы выбираются очень маленькими, затем они увеличиваются. Стандартный курс лечения продолжается от одного до трех месяцев, после чего проводится анализ речевого развития ребенка. Принимаемые лекарства не имеют побочных эффектов.Обязательно наблюдение у невролога.

Помимо этого, родителям предписывается тщательно следить за режимом питания своих детей. Рацион должен быть разнообразным и учитывать потребности ребенка в витаминах, минералах и питательных веществах, которые укрепляют иммунитет. Для «строительства» тканей рекомендуется пища, богатая углеводами и белками. Дополнительно детям прописывается прием витаминов B12 и B15.

Занятия с логопедом

Коррекция моторной алалии невозможно без занятий с логопедом или дефектологом, так как ребенку нужно развивать органы речевого аппарата. В курс занятий с логопедом входят следующие упражнения и задания:

  • Языковая гимнастика направлена на развитие основного органа, участвующего в извлечении звуков. Для этого ребенок много раз выполняет одни и те же упражнения, которые укрепляют мышцы языка.
  • Для развития речи проводятся игры, направленные на развитие мелкой моторики (об этой связи уже говорилось выше). К ним относятся лепка из пластилина, сборка пазлов, аппликации, игры с конструктором и т.д.
  • Работа с картинками нужна для того, чтобы ребенок научился придавать словам правильные зрительные образы.
  • Логопедический массаж предназначен для укрепления мышц языка, губ и лица – то есть всех тех, которые включаются в работу при разговоре.

Занятия с логопедом

Физиотерапия

Физиотерапевтические методы направлены на укрепление организма и стимуляцию работы нервной системы. К ним относятся лечение водой (механическое, температурное или иное воздействие на организм), лечение ультразвуком, магнитным полем, слабыми электрическими импульсами и т.д. В любом случае, независимо от применяемых методов, коррекция должна носить комплексный и системный характер. Только врач невролог может назначать данные процедуры. Так как речь является важнейшим и часто использующимся навыком, родители должны выполнять логопедические упражнения дома самостоятельно по указанию специалиста.

пр. Юрия Гагарина, 77, ст. метро Звездная
тел. +7(812) 611-18-00

Филиал: г. Всеволожск
пр. Христиновский д 83, к 2
тел. 8(969) 700-77-05

Филиал: г. Великий Новгород
ул. Свободы д 23
тел. 8(905) 239-08-88

Филиал: г. Санкт-Петербург
пр. Комендантский, д 53, к 1
тел. 8(812)642-12-32

Пн. - Пт. с 9.00 до 20.00, Сб. с 10.00 до 17.00

© Центр развития речи «Говоруша», 2012
© ИП Дашковская Е.В., 2018
® Говоруша | Свидетельство № 620783
® Приходите к нам! И Ваш ребенок скажет Вам спасибо! | Свидетельство № 653248
Все права защищены. Копирование и распространение информации с сайта, а также использование тождественных или сходных средств индивидуализации без согласия правообладателя преследуются в соответствии с законодательством РФ.