Записи

Песочная терапия

Февраль 17, 2015

 

4ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ИГРЫ С ПЕСКОМ

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К. Г. Юнг

#Песочная_терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.

Юнгенианская песочная терапия имеет свои истоки в книге известного писателя фактаста Г.Уэллса «Игры на полу»(1911). В ней он он описал игру, в которой участвовал с двумя своими сыновьями. Используя куски древесины и бумаги, пластилин, миниатюрные фигурки людей и животных, они сочиняли различные истории, строили города и острова. Г. Уэллс внес важный вклад в признание данных материалов и типов игры, активизирующих изобретательность и творческое воображение сыновья, играя с миниатюрными фигурками, дети находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. (М.Lowenfeld, 1979; K. Bradway). Дора Калф, прошедшая обучение у М.Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Согласно Юнгу, человеческая психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Однако, чтобы этот иммунитет появился, необходимы определенные условия. Одно из таких условий – это создание надежного и безопасного пространства, в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

4

Песочная терапия для детей

Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает. Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки – существующие в реальности и мифические объекты. Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира.

Песочная терапия особенно эффективна в следующих случаях:

  • сложности в психическом развитии ребенка
  • конфликты во взаимоотношении со сверстниками и родителями
  • застенчивость, робость и неуверенность в себе
  • агрессивность
  • страхи
  • обидчивость и плаксивость
  • тревожность
  • излишняя впечатлительность, боязнь новых ситуаций, ситуационная истерия
  • склонность к длительным переживаниям

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Песок — природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним. Песок — очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма; Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.5

Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:

  • Развитие творческих, созидающих возможностей личности;
  • Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
  • Формирование позитивных коммуникативных моделей;
  • Творческая коррекция проблемных ситуаций;
  • Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
  • Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • Развитие навыков общения.

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Песочную терапию нельзя проводить, если есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

Занятия по песочной терапии с психологом проходят индивидуально и в группах по 2-3 чел.( группа детей со схожими проблемами), после прохождения первичной консультации . Занятие длится от 30 до 60 минут в зависимости от возраста. У этой методики нет ограничений по возрасту, полу и длительности. Обычно занятия проходят курсами по 5-10 сеансов, не реже 1 раза в неделю.

6

 

Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1.
ст. метро Звездная
с 9.00 до 20.00