Проблемы поведения у ребёнка. Когда начать волноваться?

Капризы, слезы, агрессия ребёнка, так часто расстраивающие родителей, могут быть выражением простого недовольства, страха или скуки. Дети непосредственны и только с возрастом способны освоить «правила хорошего тона». Но когда ситуация выходит за границы нормы и пора бить тревогу?


Тяжелое испытание для родителей — скандалы в общественных местах. Они опустошают и заставляют сомневаться в своих родительских качествах. Сложно одновременно противостоять натиску маленького монстра, осуждающих взглядов прохожих и при этом вернуть себе контроль над ситуацией.

Как разобраться, когда такое поведение из-за переизбытка эмоций, а когда — серьезная проблема, причиняющая вред ребёнку и требующая профессионального вмешательства?

В целом, «проблемное поведение» — нормальное явление, но родителям стоит обратить внимание на частоту и интенсивность таких «вспышек». Один из первых шагов состоит в том, чтобы выяснить, присуща ли проблемному поведению повторяемость.

Причины агрессивного поведения

Они могут быть на поверхности: доступ к желаемому, зависть, привлечение внимания родителей, неумение говорить о своих чувствах.

  • Если в семье приняты физические наказания, то ребенок воспринимает это как норму. Он привыкает к тому, что получить желаемое можно, просто ударив сверстника.
  • Если домочадцы не обсуждают эмоции «спокойным тоном», а в случае чего переходят на крик.
  • Если ребенок не выделяется какими-либо способностями, например, умением рисовать, и его никто не выделяет из общей группы сверстников. Но когда он привлекает к себе внимание нестандартным способом, например, проявляет агрессию, его поведение обсуждают.
  • Если объектом детской агрессии становится человек, которому ребенок завидует, он стремится унизить его, «наказав» таким образом за превосходство. Например, если предметом зависти стала красивая и дорогая игрушка, ребенок с низкой самооценкой может отнять и сломать ее, чтобы устранить эту несправедливую, на его взгляд, разницу.

Как себя вести?

Если вы достаточно наблюдаете за ребёнком, то начнете улавливать момент, когда «вот-вот начнётся».

  • Используйте предупредительные сигналы — займите ребёнка другим делом, научите говорить о своих чувствах и желаниях.
  • Сохраняя телесный контакт, подберите правильные и соответствующие возрасту вашего ребенка слова, которые помогут его успокоить. Если ваш агрессор еще совсем маленький, подойдет, например, такая фраза: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!». Для ребенка постарше важно обозначить эмоции, которые он испытывает в момент проявления агрессии, и их причину. Это могут быть следующие слова: «Тебе обидно, что нужно ложиться, а тебе еще хочется поиграть». Если ребенок укусил или ударил вас, стоит подробно объяснить ему, что вам неприятно, например: «Мне больно! Мне не нравится, когда меня кусают».
  • Используйте игры для выплеска агрессии: драку подушками, пинание мяча, выбивание ковра, разрывание бумаги на скорость.

Когда истерики и агрессия становятся проблемой?

  • Если истерики продолжительны и возникают довольно часто.
  • Ребёнок не реагирует на обращение к нему.
  • Его внимание сложно переключить.
  • Формы проявления агрессии становятся опасны для него и окружающих. В момент истерик ребенок может ломать предметы, демонстрировать самоповреждающее поведение: биться головой, щипаться, кусаться, выдергивать волосы, покусывать руки и т. д.

Поведенческие проблемы могут быть следствием эмоциональной незрелости и «погрешностей» воспитания, а могут свидетельствовать о нарушении психофизиологического развития, таких как гиперактивность или аутистические черты. Нежелательное поведение может возникать в определенный период жизни ребенка или наблюдаться в определенных ситуациях — например, поступление в новую школу, развод родителей и иногда прекращается само собой.

Важно помнить, что поведенческие проблемы усложняют процесс обучения и социализации ребёнка. Именно сложности с саморегуляцией, поведением и, как следствие, неспособность соответствовать школьным требованиям, могут стать причиной перевода в специализированный класс.

Родителю крайне важно вовремя и правильно отреагировать на появление проблемного поведения и при возникновении вопросов и сомнений обратиться за квалифицированной помощью.

Специалистами Центра Развития Речи «Говоруша» разработана специальная Программа коррекции поведения (ПКП). В следующей статье мы подробно опишем одно из направлений ПКП. Следите за новостями. Приходите в Центр Развития Речи «Говоруша», и Ваш ребенок СКАЖЕТ Вам СПАСИБО!

Центр Развития Речи «Говоруша»дополнительная информация
Тел. +7 (812) 642 05 13

Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1.
ст. метро Звездная
с 9.00 до 20.00