Записи

Коррекция сенсорной и моторной алалии

Декабрь 3, 2016

У детей младшего дошкольного возраста нередко отмечаются проблемы и недоразвитием речи. Родители не всегда придают этому значение, так как считают, что со временем это расстройство и недостаток пройдут. И действительно, большинство детей вскоре начинает говорить нормально, но у некоторых проблемы остаются. Врачи по ошибке ставят им диагнозы аутизма или слабоумия, хотя причиной задержек речевого развития является алалия. Выясняется это чуть позже, когда ребенок, которого признали слабоумным, отлично воспринимает информацию, хорошо запоминает стихи и вообще действует понятно и рационально для своего возраста. Такие экспрессивные проблемы с речью при сохранении нормального интеллектуального развития отмечаются при диагнозе сенсорной а так же моторной алалии.

В то же время, моторная алалия означает наличие тяжелого нервно-психического заболевания. На первых порах  болезнь проявляется незначительно, но при отсутствии коррекции она сильно влияет на социальную адаптацию ребенка и останавливает его интеллектуальное развитие. Помимо этого заболевания, существуют два «самостоятельных» вида этой болезни. Все они характеризуются различными проблемами при передаче нервных импульсов от речевых центров головного мозга к речевым органам и обратно. При этом сами речевые органы физически развиваются нормально, равно как и органы слуха. Однако при тяжелой форме алалии ребенок с трудом воспроизводит чужую речь и не может формировать зрительные образы для слов, которые обозначают различные предметы.

Причины развития

Причины развития заболевания у детей достоверно не установлены. Обнаруживается заболевание обычно в 1-1,5 года, то есть в тот возраст, когда у детей начинает формироваться речь. В последнее время наблюдается тенденция, согласно которой «возраст» дефекта увеличивается, однако среди школьников доля этого дефекта по-прежнему очень мала. Поскольку алалия является поражением отдельных участков головного мозга, существует теория, согласно которой алалия формируется еще во время внутриутробного развития плода (среди всех органов мозг появляется одним из первых). В свою очередь, головной мозг и нервная система в целом могут поражаться при инфицировании матери ребенка некоторыми вирусами во время беременности. Другими факторами риска, увеличивающими вероятность развитие алалии, считаются:

  • Преждевременные или стремительные роды;
  • Гипертонус матки в период беременности;
  • Угроза невынашивания беременности;
  • Случаи выкидышей в анамнезе матери;
  • Нарушения в работе эндокринной системы;
  • Применение лекарств без согласования с врачом в период беременности;
  • Стрессы и другие нервные ситуации в период беременности.

Когда появляются первые признаки и симптомы

Алалия может появиться и вскоре после рождения ребенка. Причины здесь те же самые, что и при беременности матери: вирусные заболевания (энцефалит и другие) и стрессовые ситуации. К ним относятся, к примеру, внезапное разлучение матери и ребенка или постоянные громкие крики в его адрес. Заболевание также нередко развивается на фоне тяжелых соматических заболеваний. Кроме того, отставание в речевом развитии иногда вызывается высокой настойчивостью со стороны взрослых, которые желают, чтобы их ребенок заговорил как можно быстрее. Маленькие дети не сразу учатся произносить звуки и слова правильно, но если насильно исправлять их речь, у них срабатывает защитный механизм, в результате которого они полностью замыкаются в себе.

Алалия характеризуется тем, что ребенок плохо воспринимает речь окружающих, но при этом безостановочно говорит сам. Его речь бессмысленна, но, по крайне мере, он внятно произносит звуки.
При моторной и сенсорной алалии, наоборот, дети большей частью молчат или испытывают сильные проблемы с извлечением простых звуков. Чужую речь такие дети понимают хорошо и воспроизводят ее жестами, но повторить словами не могут. Заболевание, как следует из названия, сочетает в себе признаки двух описанных патологий. Такой ребенок не понимает речь окружающих, не может ее воспроизвести и не может выразить свои мысли сам. Доля таких детей, не превышает 4%.

Коррекция сенсорной и моторной алалии

При коррекции  алалии родителям следует помнить, что это, в первую очередь, нервно-психическое заболевание. Очень важно обеспечить ребенку психологический комфорт, чтобы он не почувствовал себя неполноценным – в противном случае, это может привести к развитию еще более тяжелых патологий.

Курс коррекции включает в себя наблюдение у нескольких врачей. Если алалия вызвана инфекциями, то нужно избавиться от них. Восстановлением нервных связей между мозгом и речевыми органами занимается врач-невролог. А восстановлением речи занимается логопед с помощью специальных упражнений, причем большую роль в этом должны играть родители, которым нужно заниматься с ребенком дома.

Заболеванием называют дефект развития нервной системы и речевых центров мозга у детей. Ее диагностика затруднена тем, что в раннем возрасте алалия имеет почти те же симптомы, что и различные формы слабоумия. К счастью для родителей, алалия не связана с нарушениями интеллекта. Такие дети имеют все способности к обучению, хорошо запоминают информацию и обладают развитым умом. При отсутствии лечения интеллектуальное развитие и социальная адаптация ребенка начинают тормозиться.

Специалисты выделяют три формы алалии: сенсорную, моторную и сенсорно-моторную. Наиболее тяжело переносится алалия, так как она затрагивает сразу несколько участков головного мозга. Причинами всех видов является нарушения в передаче нервных импульсов от речевого центра мозга к органам речевого аппарата и обратно. При самых тяжелых формах алалии ребенок не в состоянии воспринимать речь окружающих. Слух, рефлексы и речевые органы при этом остаются в норме, а вот  область функции зрительного восприятия образов нарушается.

Причины появления зболевания

Полностью причины по которой возникает сенсорная алалия не установлены до сих пор. Она является следствием целого ряда нарушений в работе нервной системы, а в ее диагностике принимает участие не только логопед (родители, видя проблемы с речью у ребенка, обращаются именно к нему), но других специалистов. Ранее было принято считать, что алалия появляется у ребенка в возрасте одного-полутора лет. Однако в последние десятилетия специалисты отмечают тенденцию к более позднему появлению симптомов болезни. Если раньше алалия диагностировалась и сразу же корректировалась до того момента, как ребенок пойдет в первый класс, то сейчас доля школьников с этим диагнозом составляет 1-1,5%.

С другой стороны, находит подтверждения теория об алалии как о последствиях негативных факторов, имевших место во время внутриутробного развития ребенка. Объясняется этот тем, что при алалии серьезно повреждаются структуры головного мозга и симптоматической нервной системы. В частности, есть предположения о том, что это заболевание вызывается поражением организма некоторыми видами вирусов. Факторами, увеличивающими риск развития этой патологии, являются:

  • Преждевременные и (или) стремительные роды;
  • Гипертонус матки в течение всего времени вынашивания плода;
  • Угроза невынашивания беременности;
  • Привычные выкидыши;
  • Нарушения в работе эндокринной системы;
  • Перенесенные вирусные и инфекционные заболевания во время беременности;
  • Стрессовые ситуации не нервное перенапряжение во время беременности;
  • Прием лекарственных препаратов без согласования с врачом.

Даже если беременность протекала без осложнений, и ребенок родился здоровым, это не гарантирует отсутствие проблем с речевым развитием в дальнейшем. У новорожденных заболевание алалии может развиться на фоне соматических заболеваний или нервных потрясений, связанных с постоянными криками матери на него. Помимо этого, свою роль играет и слишком настойчивое обучение ребенка речи. Многими родителями, и окружением ребенка в целом, небольшие задержки речевого развития воспринимаются неправильно. Вместо того, чтобы выждать время, взрослые начинают кричать на ребенка и насильно заставляют его учить новые слова. Это запускает механизм психологической защиты, и ребенок полностью замыкается в себе.

Коррекция алалии

Поскольку навык речи формируется на основе повторения за взрослыми, такой ребенок учится говорить с трудом. При моторной алалии ребенок, наоборот, отлично понимает, что ему говорят родители и другие взрослые. Он даже знает, что им ответить, но не может этого сделать из-за плохих связей между центрами головного мозга и органами речевого аппарата. Алалия – наиболее тяжелая разновидность болезни, которая сочетает в себе обе описанные проблемы. Доля таких детей от общего количества больных алалией составляет менее 5%.

Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1.
ст. метро Звездная
с 9.00 до 20.00