Утренняя Поведенческая Группа

Индивидуальный подход к созданию специальных образовательных условий для детей с поведенческими проблемами в дошкольном возрасте очень важен. Дети с  проблемами в поведении, независимо от того — тяжелый ли это случай (ребенок совсем не владеет речью)  или ребенок,  внешне почти не отличающийся от своих типично развивающихся сверстников. Чаще всего все они оказываются  вне образовательного процесса.

Используя термин  «поведенческие проблемы», мы  не имеем в виду диагноз, а те отличия  от типично развивающихся сверстников и особенности  развития и поведения, которые мешают ребенку получать образование в привычном формате  дошкольного учреждения.

Вот основные причины, по которым обычные методы обучения могут оказаться бесполезными для таких детей:

  1. Трудности с пониманием чужой речи и выполнением устных инструкций.
  2. Они могут варьироваться от полной неспособности дифференцировать два слова на слух вне контекста до сложностей с восприятием многосоставных инструкций и заданий, пониманием прочитанного и так далее. Педагоги часто начинают многократно повторять одно и то же ученику, но это далеко не всегда приводит к нужным результатам.

  3. Трудности с экспрессивной речью (произнесением звуков), низкий уровень которой может мешать ребенку демонстрировать свои знания. В других случаях речь ребенка может быть настолько ограниченна, что он вообще не использует ее для общения.
  4. Именно отсутствие или сильное недоразвитие устной речи часто становится препятствием для обучения ребенка. Педагоги при этом могут просто не понимать, как добиться ответа у неговорящего ребенка и как выстроить взаимодействие с ним.

  5. Низкая социальная мотивация.
  6. Проще говоря, большинство детей стремятся к тому, чтобы их похвалили, и стараются избегать ситуаций, где их будут ругать, делать замечания и так далее. Однако у детей с поведенческими проблемами подобная социальная мотивация может быть очень низкой или вообще отсутствовать.

  7. Непонимание фронтальной (обращенной к группе детей) инструкции.
  8. Оно может встречаться даже у очень высокофункциональных детей с поведенческими проблемами, успешных в рамках индивидуальных занятий. Очень часто именно отсутствие реакции на фронтальные инструкции учителя в школе становится главным препятствием для пребывания ребенка в группе со сверстниками. Такое поведение часто трактуется, что ребенок невнимателен, рассеян, неусидчив. Но, некоторые дети, скорее всего, не понимают, что обращенная инструкция относится и к ним тоже.

  9. Сенсорная стимуляция, или самостимуляция (стимминг), обеспечивает наши чувства обратной связью.
  10. Самостимулирующее поведение обращается к одному или более чувствам: ребенок может раскачиваться из стороны в сторону, жевать или нюхать какой-то предмет.  Стимуляция может быть способом избавиться от перегрузки, снять стресс, получить удовольствие.

  11. Проблемы с сотрудничеством во время учебных занятий и нежелательное поведение.
  12. Дети могут быть гиперактивными: вскакивать с места, передвигаться по классу, проявлять агрессию к педагогу и сверстникам с целью избежать занятия, заниматься самостимуляциями вместо выполнения задания и так далее. Такие проблемы часто ставят крест на любых попытках обучения ребенка, так как педагог просто не знает, как вернуть внимание ребенка к занятию.

  13. Отсутствие или ограниченность навыков имитации. Способность спонтанно копировать чужие действия сразу же или в похожей ситуации лежит в основе обучения детей.
  14. Очень часто отсутствие способности к имитации, как самой простой (повторить движения на зарядке в группе), так и очень сложной (отбить ритм по образцу на уроке музыки, написать вслед за педагогом), мешает образованию детей с поведенческими проблемами. Педагоги не могут выстроить учебный процесс в соответствии с традиционными подходами, потому что такие подходы подразумевают, что ребенок может подражать взрослому и будет пытаться это сделать.


Все мы знаем, что, несмотря различия, каждый ребенок достоин создания условий и среды, которые бы максимально способствовали развитию его способностей и учитывали его трудности.

Важнейшей задачей  нашей работы мы считаем развитие у детей  с проблемами в поведении социальных навыков: навыков общения с другими людьми, правильного поведения в обществе.

Критерием эффективности нашей работы является то, что даже те дети, которые не могут  овладеть речью, элементарными академическими навыками, все равно, смогут обучаться в группе своих сверстников.

В работе нашей группы  мы придерживаемся нескольких принципов:

  • Структурированность обучения. Процесс работы в нашей группе логичен и последователен, что является источником комфорта для большинства детей.
  • Визуальная поддержка. Как мы уже отмечали ранее, трудности с пониманием чужой речи и выполнением устных инструкций, для многих детей с проблемами в поведении являются основным препятствием для обучения в группе. В работе нашей группы основной упор сделан на визуальной поддержке, которая обуславливает ход занятий.

Формат  и структура занятий в группе:

  • игры в кругу
  • индивидуальная работа с дидактическим материалом
  • подготовка к завтраку
  • завтрак
  • мастерская

Обучающие задачи:

  • Формирование учебного поведения: умение ориентироваться по инструкции воспитателя, отработка навыков сотрудничества
  • Обучение навыкам гигиены, самообслуживания
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие творческих способностей через освоение навыков работы с материалами для творчества

Направленность обучающих занятий в группе:

  • Навыки имитации
  • Навыки элементарной игры и коммуникации
  • Развитие визуального восприятия, мелкой моторики, формирование элементарных математических представлений и представлений об окружающем мире
  • Практики работы с материалами для творчества

Записаться в Утреннюю Поведенческую Группу в Центре Развития Речи «Говоруша» можно по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 642-05-13 (ул. Пулковская, дом 2, корпус 1

ул. Пулковская, дом 2, корпус 1, ст. метро Звездная
тел. +7(812) 642-05-13
Пн. - Пт. с 9.00 до 20.00, Сб. с 10.00 до 17.00

© Центр развития речи «Говоруша», 2012
© ИП Дашковская Е.В., 2018
® Говоруша | Свидетельство № 620783
® Приходите к нам! И Ваш ребенок скажет Вам спасибо! | Свидетельство № 653248
Все права защищены. Копирование и распространение информации с сайта, а также использование тождественных или сходных средств индивидуализации без согласия правообладателя преследуются в соответствии с законодательством РФ.