Детский логопед
22 ноя 2016
Автор: Дашковская Е. В.
Все мы настолько привыкли общаться друг с другом, что не задумываемся о происхождении этих навыков. На самом деле, речь – это умение не врожденное, а приобретенное. Только что родившийся ребенок не умеет говорить – он только слушает речь окружающих. И только через несколько месяцев, после того, как над ним будут тысячи раз произнесены отдельные слова, он сам понемногу будет складывать звуки в связную речь. В медицинской науке выделяют этапы возраста, на которых ребенок должен уметь поизносить те или иные звуки:
- Рождение: крик;
- 2-7 месяцев: гуление (слова «агу», «гы» и т.п.);
- 4-8 месяцев: лепет (повторение отдельных слогов, например, «ма-ма-ма»);
- 10-12 месяцев: лепетные слова;
- С 1 года 7-9 месяцев: появление слов из лексикона взрослых (правда, произносит их ребенок нечетко, но родителям становится понятно, что он хочет сказать);
- С 1,5 лет: появление фразовой речи;
- 2-3 года: появление простейших связных предложений из 3-4 слов;
- 3-7 лет: дальнейшее развитие речи, пополнение словарного запаса, освоение всех звуков.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь произносить все звуки правильно и иметь довольно обширный словарный запас (около 3,5 тысяч слов). Речь должна быть логичной и последовательной; иметь смысл, правильную интонацию и ударения. Слова и части речи в предложении должны идти в правильном порядке, чтобы окружающие могли нормально понимать ребенка. Однако не всегда речевое развитие протекает по графику, указанному выше.
Решить проблемы речевого развития помогает логопед. Изучение причин речевых дефектов и поиск корректирующих действий – целая наука, поэтому детский логопед должен иметь обширные знания. При проблемах с речью посетить логопеда необходимо еще до начала занятий в школе, так как в дальнейшем они могут привести к проблемам с чтением и письмом. Кроме того, отставание речевых функций приводит к проблемам в общении ребенка со сверстниками и, как следствие, к психологическим травмам.
Во многих случаях нарушения речи у детей связаны с особенностями развития мышц и ЛОР-органов. Однако бывает и так, что ребенок полностью здоров физически, а проблемы с речью связаны с психическими или неврологическими заболеваниями. Если причины дефектов кроются именно в этом, детский логопед прибегает к помощи других специалистов: психолога или невропатолога.
Родителям не следует затягивать с приемом у логопеда, так как чем раньше ребенку будет поставлена правильная речь, тем меньше проблем его ожидает в дальнейшем. То, насколько правильно говорит ребенок для своего возраста, поможет оценить врач-педиатр, который осуществляет общее наблюдение за здоровьем ребенка, начиная с его рождения. Впрочем, во многих случаях родители и сами способны заметить отставания в речевом развитии и показать ребенка логопеду.
В каком детском возрасте лучше обращаться к логопеду? Если ребенку исполнилось 2-3 года, а он до сих пор не начал говорить – это повод записаться на прием к логопеду. В возрасте 4-5 лет детей отводят к логопеду для того, чтобы сделать их речь логически связной, а также для исправления произношения отдельных звуков. Во время первого приема логопед определяет дефект и выявляет причину его появления, после чего назначает курс занятий. С маленькими пациентами они проводятся в игровой форме, поэтому при достаточном опыте специалиста результат достигается довольно быстро.