Мой трехлетний ребенок «как все», надо ли его развивать?
22 мая 2017
Автор: Дашковская Е. В.
Мой трехлетний ребенок «как все», надо ли его развивать?
У некоторых родителей возникает вопрос: зачем специально заниматься с ребенком, когда не видно отставания в развитии? Ответ на него прост: отсутствие отставания — не значит успешное интеллектуальное развитие. А хороший специалист поможет и ребенку «нормы» сделать гигантский рывок вперед. Этот рывок не останется не замеченным во всей дальнейшей учебной и иной деятельности вашего ребенка.
Представим урок русского языка в первом классе одной из школ нашего города. Учитель диктует короткий диктант, произнося предложения по три раза: медленно, потом еще медленнее и напоследок в обычном темпе. Мальчик за второй партой успевает забыть конец предложения, пока пишет начало, и вынужден подглядывать в тетрадь к однокласснику. Девочка с хорошим почерком скучает, потому что записала все еще после первого прочтения. Ее сосед по парте кое-как накарябал текст, волнуясь и не испытывая уверенности ни в одном слове.
Почему школьники так по-разному справляются с заданием, которое вполне соответствует их возрасту? В нашей статье речь пойдет не совсем о школьной успеваемости, а о том, когда формируется будущая успеваемость ребенка. Возможно, родителям 3-4-летних детей кажется, что думать о школе еще рано. Но именно в это время закладывается тот фундамент, который будет играть определяющую роль в дальнейшем.
В любом школьном классе есть двоечники и отличники, хорошисты и крепкие троечники. Напомним, что школа общеобразовательная, класс самый обычный. Ученики одного возраста и все прошли тест на готовность к школе. Как же получается так, что один ребенок схватывает на лету, а другой никак не может освоить материал урока даже после зубрежки?
Интеллектуальное развитие детей в обычном классе входит в некое понятие «нормы». Но «норма» — понятие слишком широкое, чтобы быть универсальным. Различия интеллекта детей «нормы» могут быть очень значительными. Если ребенок имеет высокую успеваемость, с первого раза правильно выполняет задания, быстро и с легкостью делает домашние уроки, его интеллект можно охарактеризовать как «высокий порог нормы». Если же ученик начальной школы не может запомнить материал урока, раз за разом делает ошибки в написании знакомых слов, не справляется с домашним заданием, его интеллект находится на «низком пороге нормы». Двоечник и отличник: такие разные с виду дети, и оба имеют «нормальный» интеллект. При этом отстающий в учебе ребенок «нормы» не обладает патологическими нарушениями речи, внимания, памяти, координации.
В чем же тогда смысл понятия «норма» в развитии ребенка?
«Норма» — это производный показатель усредненных психологических характеристик, который должен проявляться в определенном возрасте.
Усредненность — ключевое слово в разговоре о «нормальном развитии».
Например, нормы развития речи у младших дошкольников выглядят так. Попробуйте соотнести эти показатели с речью вашего ребенка.
Компоненты речи | 3-4 года | 4-5 лет |
Развитие словаря | Название частей предметов, их качеств (величины, цвета, формы, материала), понимание обобщающих слов (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель). | Употребляют существительные, обозначающие профессии, глаголы, трудовые действия., называют местоположения предметов, время суток, характеризует состояние и настроение людей, использует наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. |
Развитие грамматики | Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные в форме единственного, множественного числа, предлоги «в, на, под, за». | Расширяется употребление предлогов, употребляются формы повелительного наклонения глаголов. Используют простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. |
Развитие связной речи | Односложные ответы на вопросы взрослого при рассматривании иллюстраций, повторяет за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию иллюстрации; участвует в драматизации отрывка из знакомых сказок. | Пересказ коротких сказок, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалоговая речь. |
Приведенная картина схожа с той, что наблюдается у вашего ребенка? Скорее всего, его речевое развитие входит в пределы «нормы». Но тут начинается самое интересное.
«Нормальное» развитие интеллекта 3-летней Маши в буквальном смысле не равно «нормальному» интеллекту 3-летнего Паши. Интеллектуальная проблема Маши может проявляться в слабой ориентации в пространстве, а Пашины «слабые места» могут состоять в плохом понимании обращенной к нему речи. Вместе с тем детей объединяет успех в изобразительной деятельности: рисунки детализированы и адекватны их возрасту.
Когда родители отводят ребенка к дефектологу или психологу, при низких результатах диагностики специалист может предположить у ребенка отставание в развитии. Подтверждает или опровергает такое предположение врач невролог или психотерапевт. И даже если отставание в развитии не подтвердилось, положение интеллекта ближе к «низкому порогу нормы» становится очевидным. Такому ребенку труднее распознавать геометрические фигуры и цвета, делать обобщения и сравнения, удерживать внимание, запоминать информацию.
Ребенок может находиться в пределах «нормы», но быть недостаточно развитым интеллектуально. Работающим родителям редко удается полноценно заниматься развитием ребенка самостоятельно. Часто современные дети испытывают проблемы в речевом развитии. В семьях мало разговаривают друг с другом, мало читают. Большую часть детского внимания перетягивают визуальные стимуляторы (активное использование гаджетов, большой выбор детской полиграфии и игрушек), за счет чего речевое развитие страдает более чем у половины детей «нормы».
Приятный момент состоит в том, что у детей с нормальным интеллектуальным развитием проблемы и сложности прекрасно поддаются корректировке. Психолог, логопед, дефектолог нужны детям «нормы», чтобы выйти на качественно новый уровень умственного развития, скорректировать имеющиеся слабые места, проработать трудные моменты.
В нашем Центре разработаны программы для каждого возраста и для решения различных задач.
Запишитесь на первичную консультацию и специалист поможет определиться, с нужной именно Вашему ребенку программой.
Приходите к нам! И Ваш ребенок СКАЖЕТ вам СПАСИБО!