Песочная терапия
2 мая 2016
Автор: Дашковская Е. В.
Психологи помогают решать личные проблемы обратившихся к ним людей, используя множество специальных техник. Особое место в этом ряду занимает песочная терапия. Это очень интересная и эффективная методика работы с психологическими и поведенческими проблемами. Она отличается от общеизвестных способов психологической помощи, и имеет ряд преимуществ на фоне других методов.
Эта техника пригодна для детей и взрослых и не вызывает внутреннего напряжения и неуверенности у клиентов.
Когда необходима песочная терапия?
Она используется, когда:
- у человека не получается объяснить словами то, что он думает или чувствует;
- он органичен в проявлениях своих чувств или плохо умеет их проявлять (особенно это касается гнева, обиды, страха);
- у малышей поведенческие проблемы, с которыми не справляются родители;
- присутствует психологическая травма.
Как проходит терапия: создание собственной вселенной
В кабинете психолога находится песочница, которая представляет собой достаточно большой ящик с невысокими бортиками, заполненный песком. Рядом в контейнерах находятся природные материалы (камешки, веточки), маленькие игрушки (человечки, животные, мебель, деревянные кирпичики).
Специалист предлагает ребенку поиграть с песком и построить то, что хочется. Можно использовать воду, игрушки, делать домики для человечков или фигуры из песка и камешков. Во время игры в песочнице не ставится никаких рамок и не дается никаких заданий. Психолог играет роль свидетеля, который не просто присутствует, а заинтересован в происходящем: в создании миниатюрного мира.
Когда строительство окончено, психотерапевт просит провести для него «экскурсию» по созданному крохой «королевству». Теперь в работу включаются слова, а специалист выступает в роли посредника между детским внутренним миром и миром в песочнице. Психолог просит рассказать подробнее о каждом объекте, о том, что чувствует ребенок, взаимодействуя с этими объектами.
Особенность методики: новая возможность выразить мысли
Встречи психотерапевта и ребенка продолжаются в течение определенного времени с частотой раз в неделю. Во время таких игр специалист изучает уникальный язык образов крохи, а во время «экскурсии» переводит язык образов в слова. В игре дети проявляют себя и свои отношения с другими через действие в песочнице, а не через слова. Словесное выражение часто затруднено и для маленьких, и для взрослых, когда речь идет о чувствах и переживаниях. Специалист является своеобразным «внутренним голосом», проговаривая в безопасной обстановке то, что беспокоит клиента. А песок обеспечивает широкую возможность для выражения разнообразных мыслей, желаний и чувств. Поэтому такая форма общения может использоваться независимо от языка, расы, возраста и уровня развития человека.
Отличие данного подхода от других психотерапевтических форм в том, что он позволяет человеку создавать особое место, которое обеспечивает ему путь к сокровенным мыслям и чувствам. У детей, для которых игра и жизнь почти синонимичны, работа с бессознательным в песочнице ведет к перенесению позитивного игрового опыта в реальность.
Почему этот метод так эффективен?
Песочная терапия для детей эффективна, т.к.
- увеличивается стремление ребенка познавать то, что его окружает, пробовать делать что-то самостоятельно;
- развивается «ручной интеллект» и тактильная восприимчивость;
- активно совершенствуются абсолютно все функции, помогающие вашему чаду познавать окружающий мир (такие, как восприятие, внимание, память, мышление и др.);
- развивается способность к предметно-игровой деятельности, что позволяет малышу стать более общительным;
- конструктивно перерабатываются беспокоящие тревоги;
- с помощью песка и воды малыш может «закопать» все, что его беспокоит. Особенно такое умиротворяющее действие полезно для детей с ЗПР.
Песочная терапия в Санкт Петербурге
Эксперт нашего ЦРР анализирует то, как создается «песчаная вселенная». С помощью психолога ребенок проигрывает волнующую его проблему, творя собственную историю из подручных материалов. В результате он освобождается от напряжения и символически разрешает жизненные конфликты. Через некоторое время родители увидят изменения в реальном поведении малыша, потому что тот начинает применять свой «песчаный» опыт в жизни.