Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша

Песочная терапия

2 мая 2016

Другое

Автор: Дашковская Е. В.

Психологи помогают решать личные проблемы обратившихся к ним людей, используя множество специальных техник. Особое место в этом ряду занимает песочная терапия. Это очень интересная и эффективная методика работы с психологическими и поведенческими проблемами. Она отличается от общеизвестных способов психологической помощи, и имеет ряд преимуществ на фоне других методов.

Эта техника пригодна для детей и взрослых и не вызывает внутреннего напряжения и неуверенности у клиентов.

Когда необходима песочная терапия?

Она используется, когда:

  • у человека не получается объяснить словами то, что он думает или чувствует;
  • он органичен в проявлениях своих чувств или плохо умеет их проявлять (особенно это касается гнева, обиды, страха);
  • у малышей поведенческие проблемы, с которыми не справляются родители;
  • присутствует психологическая травма.

Как проходит терапия: создание собственной вселенной

В кабинете психолога находится песочница, которая представляет собой достаточно большой ящик с невысокими бортиками, заполненный песком. Рядом в контейнерах находятся природные материалы (камешки, веточки), маленькие игрушки (человечки, животные, мебель, деревянные кирпичики).
Специалист предлагает ребенку поиграть с песком и построить то, что хочется.  Можно использовать воду, игрушки, делать домики для человечков или фигуры из песка и камешков. Во время игры в песочнице не ставится никаких рамок и не дается никаких заданий. Психолог играет роль свидетеля, который не просто присутствует, а заинтересован в происходящем: в создании миниатюрного мира.
Когда строительство окончено, психотерапевт просит провести для него «экскурсию» по созданному крохой «королевству». Теперь в работу включаются слова, а специалист выступает в роли посредника между детским внутренним миром и миром в песочнице. Психолог просит рассказать подробнее о каждом объекте, о том, что чувствует ребенок, взаимодействуя с этими объектами.

Особенность методики: новая возможность выразить мысли

Встречи психотерапевта и ребенка продолжаются в течение определенного времени с частотой раз в неделю. Во время таких игр специалист изучает уникальный язык образов крохи, а во время «экскурсии» переводит язык образов в слова. В игре дети проявляют себя и свои отношения с другими через действие в песочнице, а не через слова. Словесное выражение часто затруднено и для маленьких, и для взрослых, когда речь идет о чувствах и переживаниях. Специалист является своеобразным «внутренним голосом», проговаривая в безопасной обстановке то, что беспокоит клиента.  А песок обеспечивает широкую возможность для выражения разнообразных мыслей, желаний и чувств. Поэтому такая форма общения может использоваться независимо от языка, расы, возраста и уровня развития человека.

Отличие данного подхода от других психотерапевтических форм в том, что он позволяет человеку создавать особое место, которое обеспечивает ему путь к сокровенным мыслям и чувствам. У детей, для которых игра и жизнь почти синонимичны, работа с бессознательным в песочнице ведет к перенесению позитивного игрового опыта в реальность.

Почему этот метод так эффективен?

Песочная терапия для детей эффективна, т.к.

  • увеличивается стремление ребенка познавать то, что его окружает, пробовать делать что-то самостоятельно;
  • развивается «ручной интеллект» и тактильная восприимчивость;
  • активно совершенствуются абсолютно все функции, помогающие вашему чаду познавать окружающий мир (такие, как восприятие, внимание, память, мышление и др.);
  • развивается способность к предметно-игровой деятельности, что позволяет малышу стать более общительным;
  • конструктивно перерабатываются беспокоящие тревоги;
  • с помощью песка и воды малыш может «закопать» все, что его беспокоит. Особенно такое умиротворяющее действие полезно для детей с ЗПР.

Песочная терапия в Санкт Петербурге

Эксперт нашего ЦРР анализирует то, как создается «песчаная вселенная». С помощью психолога ребенок проигрывает волнующую его проблему, творя собственную историю из подручных материалов. В результате он освобождается от напряжения и символически разрешает жизненные конфликты. Через некоторое время родители увидят изменения в реальном поведении малыша, потому что тот начинает применять свой «песчаный» опыт в жизни.