Почему важно заниматься развитием внимания у детей?
29 мар 2018
Автор: Дашковская Е. В.
Некоторые родители считают, что их сын или дочь становятся тем внимательнее, чем они старше. Но это распространенное заблуждение. Все функции психики имеют свои особенности и нуждаются в формировании.
Даже самый одаренный человек не может одновременно думать о разных вещах. Ограниченность объема информации, которую мозг способен воспринять, заставляет непрерывно дробить поступающие сведения на части и расставлять приоритеты по их анализу. Взрослые люди обладают развитым навыком быстрого анализа новой информации. Эта особенность психики называется «произвольное внимание». Без нее трудно ориентироваться в постоянно меняющемся мире, сложно решать какие-либо задачи и взаимодействовать с социумом.
Внимательность маленького ребенка непроизвольна и неустойчива. Это означает, что дети воспринимают сигналы из окружающего мира хаотично. Они реагируют на яркое, громкое, необычное. Их внимание словно флюгер, который вертится по направлению ветра и не имеет возможности повернуться в другую сторону по своему желанию.
Непроизвольное внимание как психический процесс присутствует как у человека, так и у животных. Но только человек способен развить навык усилием воли сконцентрироваться. Это качество не является врожденным и развивается только в общении и совместных занятиях взрослого с малышом.
Дошкольный возраст – важнейший период для развития произвольного внимания у детей. Рано или поздно любой малыш пойдет в школу. В учебной деятельности ему понадобится концентрироваться на текстах, словах, цифрах. Если внимательность не сформирована, школьника будут утомлять уроки и домашняя работа, он не сможет погружаться в учебные задачи настолько глубоко, чтобы самостоятельно решать их. Соответственно, он будет неуспешен как ученик.
Именно поэтому, развитие внимания у детей является одной из ключевых задач, которые стоят перед родителями и педагогами. Формирование этой функции зависит от многих факторов, таких как: наличие неврологических проблем у малыша или ЗПР.
Различные задержки в развитии ребенка осложняют появление произвольного внимания. В некоторых случаях они делают это практически невозможным без специальных занятий со специалистом.
В Центре «Говоруша» специалисты работают с младшими и старшими дошкольниками и школьниками до 14 лет. Педагоги системно формируют произвольность внимания у детей с помощью различных форм работы. Это и особые упражнения, и специально подобранные игры. Каждая игра подразумевает активное взаимодействие взрослого и ребенка.
Игры для детей-дошкольников на развитие внимательности
В них делается упор на трансформацию непроизвольности в произвольность. Педагог учитывает все индивидуальные психологические и возрастные особенности каждого ребенка. Новый материал в играх и заданиях преподносится специалистами последовательно, с опорой на прошлые знания и умения детей. Интеллектуальная деятельность сопровождается специальной двигательной активностью. В результате у ребенка игровая и познавательная мотивации находятся на высоком уровне, а это необходимое условие для динамичного созревания произвольности поведения в целом.
Занимаясь со школьниками, специалисты помогают им качественно улучшить такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Главные акценты ставятся на освоении навыков вычленять главное; «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы для легкого извлечения из памяти; контролировать качество и правильность своей работы.
Подводя итог, можно сказать, что произвольное внимание является важнейшим психическим процессом, без которого невозможно развитие интеллекта в целом. Поэтому внимание можно и нужно развивать у детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Центр «Говоруша» приглашает на занятия в группу «Внимательный ребенок», где дошкольникам и младшим школьникам помогают сформировать все необходимые для учебы качества. Запишитесь на прием к специалистам Центра.