Вспыльчивый нрав – что, как и почему
3 мая 2018
Автор: Дашковская Е. В.
Любой, даже самый послушный и уравновешенный ребенок иногда устраивает истерики. Нет такого, который хотя бы раз в жизни не закатывал родителям бурную сцену с криками, слезами, топанием ногами, бросанием вещей или паданием на пол. «Капризный период» бывает у каждого малыша, и очень важно понимать основания того, почему ребенок устраивает истерики, чтобы адекватно реагировать и последовательно воспитывать, не бросаясь в крайности.
Реакция родителей
Вспыльчивый нрав чада способен ввести молодых маму и папу в состояние растерянности и беспомощности, когда они не могут решить, что делать, если их ребенок устраивает «сцены». Их отклик часто не помогает ему личностно развиваться и учиться справляться с собой, а наоборот закрепляет у него стереотип потакания собственным капризам.
Типичные неправильные образцы того, как себя ведут старшие в таких случаях:
- агрессивно-гневно («Как ты смеешь! Сейчас я тебе покажу кто здесь главный!»);
- беспомощно («Сделаю все как ты хочешь, только прекрати!»);
- отстраненно (« Ты можешь кричать сколько угодно – меня это не волнует»).
Адекватный ответ при таких обстоятельствах имеет две основных цели:
- помочь крохе в том, чтобы он справился со своими бурными реакциями;
- развить «социальный интеллект» – умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми (старшими или младшими).
Детская психика — особенна
Дети – не уменьшенные в размере взрослые. Их психика, самоконтроль и эмоциональная сфера устроены совершенно иначе и обусловлены возрастными особенностями. Что запускает любую активность недавно родившегося малыша? Его собственные желания и потребности. Кроха будет кричать и плакать, если он голодный, до тех пор, пока его не покормят. Он растет, его потребности расширяются. Он начинает осознавать себя личностью, у которой есть свои интересы и свое мнение по поводу требований взрослых. При этом его, возможно, не покидает младенческая привычка требовать желаемого или выражать протест слезами и криком.
Причины истеричного характера у детей: физиологический дискомфорт
Детские истерики при внешней поведенческой похожести и могут иметь совершенно разные мотивы.
Первым поводом является физиологический дискомфорт: усталость, чувство голода, предболезнь и т.п. Примером является истеричная реакция маленького после посещения какого-нибудь праздника с большим количеством гостей. Что делать маме и папе в данном случае? Не вступать в конфронтацию с ним, не воспитывать его, а проявить свое расположение, сочувствие и понимание.
Причины истеричного характера: развитие нервной системы
Второй причиной, по которой ребенок постоянно устраивает истерики, является негармоничное развитие его нервной системы. При этом процессы возбуждения преобладают над процессами торможения в коре головного мозга. Такие дети обычно легко возбудимы, гневливы, неуравновешенны, проявляют необъяснимые перепады настроения. Главный помощник для родителей в такой ситуации – квалифицированный врач невролог, который будет наблюдать за их дорогим чадом, отслеживать динамику развития нервной системы и оказывать соответствующую помощь.
Причины истеричного характера: попытка выразить свое мнение более убедительно
Бурный нрав характерен для плохо говорящих детей, которые уже понимают ведущую роль речи в коммуникации. Речевое развитие любого малыша не на том уровне, как у взрослых, и ему очень трудно изложить словами убедительные аргументы в свою пользу. Детям с задержками речи приходится намного труднее. Они впадают в состояние гнева, когда не получается, например, выразить словами свои желания или когда другие дети смеются над их корявой манерой говорить.
Причины истеричного характера: педантичность
Есть люди, которых зовут педанты. Они вырастают из педантичных детей. Бывает, что кроха капризничает, если нарушается раз и навсегда утвержденная им последовательность событий или действий. Например, мама утром приводит его в детский сад, и нарушает традицию, не поцеловав при расставании. Такое же гневное реагирование на малейшее изменение раз и навсегда установленной последовательности действий возникает у детей с расстройствами аутистического спектра. Старшие возможно и не догадываются об этой особенности своего чада
Не забывайте о своей реакции, родители
Семья – система, где все участники взаимно зависимы друг от друга. Мама и папа тоже когда-то были детьми. Но даже теперь, когда они выросли, их импульсивные действия в отношении собственного чада могут быть вызваны прошлыми детскими переживаниями. Возможно, когда сын или дочь постоянно устраивает «сцены», маленькая девочка внутри мамы говорит: «Сдаюсь, сдаюсь, все уступлю!». Возможно, папой, жестко реагирующим на бурный нрав, командует маленький мальчик внутри, который хочет победить и доказать, что он главный? В любом случае, проблемы поведения у ребенка запускаются их взрослым окружением.
Кроха учится реагировать на запреты, добиваться исполнения своих желаний, взаимодействовать с окружающим миром, тщательно повторяя все за старшими: будь это конструктивные реакции и не очень.
Не стоит недооценивать ситуацию!
Капризы капризам рознь. Все маленькие мальчики или девочки иногда ведут себя плохо, но при этом не являются капризным. Когда детская истерика не просто ситуативный отклик, а нечто систематически повторяющееся и изматывающее вас, необходимо с этим разбираться. Если мать и отец чада, постоянно устраивающего «сцены» полагают, что тот повзрослеет и начнет себя вести иначе, то это глубокое заблуждение. Стереотипы поступать определённым образом являются привычками, а от привычек сложно избавляться, даже если человек этого хочет. Дети же никогда добровольно не откажутся от их манеры вести себя определенным образом, поскольку получают в результате выгод гораздо больше, чем неприятностей.
Как помочь малышу перестать быть капризулей?
Часто решение поведенческих проблем маленького капризули требует комплексного подхода: педагогической коррекции, психологической поддержки. Когда разговор идет о неврологических симптомах — медикаментозного лечения.
В Центре Развития Речи «Говоруша» работают врачи-неврологи, психологи, семейные психотерапевты, которые проводят диагностику и консультируют родителей, и, самое главное, целенаправленно достигают положительной динамики в индивидуальном сопровождении крохи, а также в работе с семьями.
Специалистами Центра разработана специальная Программа Коррекции Поведения (ПКП). Работа психолога с семьей в этой программе занимает первое место. Этот подход позволяет быстрее получить положительную динамику в том, как малыш начинает себя вести, нежели психотерапевтические встречи с ним наедине. Также в Центре для дошкольников работают Утренняя Речевая Группа (УРГ) и Вечерняя Речевая Группа (ВРГ). Посещая занятия, дети развивают все функции речи, в том числе и коммуникативную. С помощью логопеда, психолога, поведенческого терапевта они учатся словами выражать свои желания, эмоции, вести диалог с другими детьми и взрослыми.