Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша

Я хочу получить эффективность коррекции ребёнка на 100%/50%/30% — выбираем!

15 июн 2023

Коррекция

Автор: Дашковская Е. В.

Тема эффективности волнует многих людей, которые начинают какую-либо новую деятельность. Необязательно коррекцию.

Согласитесь, в любом деле, в которое мы вкладываем время, деньги и силы, хочется видеть максимально заметный результат? Чтобы наши усилия были вознаграждены и оправданы.

Эффективность в переводе с латыни означает «исполнение».

Это способность выполнять работу и достигать результатов с наименьшими затратами времени и усилий.

Друзья, в определении, которое мы дали, спрятано очень важное слово — «способность». Человеческое свойство, которое является условием успешного осуществления определённого рода деятельности.

Например, человек, который профессионально занимается спортом много лет, пройдёт полосу препятствий с одними результатами и затратами сил. А тот, кто ведёт сидячий образ жизни и мало двигается, — с совершенно другими.

У каждого из нас свой набор способностей.

Кто-то активный, а другой, наоборот, пассивный. Или же один человек полон энергии, второй — нет.

От этих уникальных качеств и зависит наша деятельность. Но важно понимать, что деятельность — осознанное взаимодействие человека с окружающим миром для достижения поставленных целей.

И поэтому эффективность любой задачи зависит с одной стороны — от деятельности, а с другой — от наших способностей.

Как это проявляется в коррекционном процессе?

Родители приходят к нам в Центр со своей болью и стрессом.

Бывают разные ситуации. Иногда мама и папа не видят проблему, считают, что с ребёнком всё хорошо, и пришли только по просьбе воспитателя/педагога.

Либо же родители уже приняли ситуацию, изучили тему, собрались и знают, что проблема есть, но она решаема.

Но, будем честны, даже при таких обстоятельствах поход в логопедический Центр — это не радостное событие.

У каждого родителя, который приходит к нам, есть свои способности. В данном случае — это внутренние установки мамы и папы, материальные, психические, временные возможности, их жизненный опыт, ориентиры и цели.

И изначально работа в «Говоруше» идёт не с ребёнком, а с его семьёй. С самой первой встречи в Центре — на Глубокой Диагностике.

На ней и позже, в течение всей коррекции, мы постоянно находимся рядом с семьёй и поддерживаем, психологически сопровождаем родителей в этой деятельности.

На Глубокой Диагностике вы узнаёте получше нашу команду, а мы — ребёнка и вас. Но, кроме того, происходит активная работа, в ходе которой специалист изучает медицинскую карту малыша, собирает анамнез о ходе всей беременности, родов и первых месяцев жизни, осматривает ребёнка, анализирует и даёт родителям развёрнутое заключение.

После Глубокой Диагностики родители должны принять решение — они начинают коррекцию с «Говорушей» или ждут? Хотят проконсультироваться со специалистами или думают обратиться в другой Центр?

Все волнующие родителей вопросы обсуждаются в ходе этой первой встречи. Мы не упускаем ни единой детали и с большой ответственностью консультируем мам и пап, поддерживаем их.

Почему так важна поддержка родителей?

Взрослым очень нужны поддержка и внимание, чтобы у них были силы помочь ребёнку.

В практике нашего ведущего логопеда-дефектолога и учредителя «Говоруши», Дашковской Елены Владимировны, было много случаев, когда поддержка играла решающую роль.

Однажды на Глубокую Диагностику пришла мама, которой нанесли такую тяжёлую травму, что она шесть лет никому из специалистов не показывала ребёнка.

В шесть лет малыш не говорил, не коммуницировал и никак не развивался, потому что однажды мама получила этот травмирующий опыт. Поэтому бережное сопровождение в нашем Центре — это часть коррекции.

А что насчёт самих детей? Ведь коррекционная деятельность направлена непосредственно на ребёнка.

 В «Говоруше» разработана комплексная система работы. Вне зависимости от того, в какой филиал приходит семья — на Комендантский проспект, во Всеволожск, в Гатчину, в Великий Новгород, — они видят единую систему всех процессов.

В нашем Центре Развития Речи работают не отдельные «хорошие специалисты».

Все логопеды, дефектологи и психологи проходят обучение в «Говоруше», получают аттестацию и постоянно совершенствуют навыки.

Авторские методики, разработанные Еленой Владимировной, — это постоянная работа системы и команды в равной степени. Все процессы находятся под постоянным контролем и регулируются в зависимости от дополнительных факторов.

Когда вся система работает комплексно и с единым сопровождением, это существенно облегчает жизнь всем, включая родителей. В чём преимущество?

Вы знаете, с кого «спросить» за результат, кому задать вопросы о коррекции и ребёнке.

Елена Владимировна всегда на связи со специалистами и родителями, она оперативно отвечает и помогает вне зависимости от того, в каком городе вы находитесь, в каком филиале занимаетесь.

У нас есть документы по всем программам, которые проводились и проводятся в Центре «Говоруша». С первого дня работы и по сегодняшний день.

Родители в любой момент могут обратиться к нам и бесплатно получить документ с историей развития ребёнка.

Ситуации бывают разные: кто-то прошёл коррекцию и спустя время решил получить инвалидность, на МСЭ попросили «доказательства» того, что вы занимались. В «Говоруше» их обязательно предоставят.

Можно приводить ребёнка на коррекцию в любое удобное ДЛЯ ВАС время. Не подстраиваясь под конкретного педагога.

Все специалисты «Говоруши» — профессионалы своего дела. Благодаря авторской методике Центра мы можем подстраивать систему работы под ребёнка, а не под конкретного педагога.

У нас имеется многоуровневая система контроля.

Как это выглядит?
 

1. С ребёнком работает специалист;

2. Деятельность специалиста контролирует методист;

3. Глава методической службы отслеживает их совместную работу: педагога и методиста;

4. Учредитель «Говоруши» контролирует весь процесс.

Методическая служба действует по всем Центрам, поэтому вы можете быть уверены в качественной проверке в любом филиале.

  • Программа выстраивается индивидуально под каждого ребёнка, она очень гибкая и корректируется по ходу действия.
  • Никто не будет держать вас на программе, если она не подходит ребёнку.

Мы всегда отслеживаем динамику работы с малышом. Смотрим на изменения в поведении, движется ли коррекция после полной адаптации в группе.

Если работа в заданном направлении не идёт, специалист сообщает об этом руководителю методической службы, аргументируя свои выводы в докладной.

После этого мы создаём консилиум с Еленой Владимировной Дашковской, методистом, главой методической службы и всеми специалистами, которые работают с ребёнком. Вместе принимаем решение, как изменить коррекционный процесс так, чтобы он был эффективным.

Методист приглашает родителя и подробно рассказывает о проделанной работе, что получилось, что не получилось и какая программа рекомендована сейчас.

Родители пришли в Центр, сходили на Глубокую Диагностику, проконсультировались, познакомились со специалистами. Кажется, что всё уже готово, осталось только начать. Или нет?

Не все мамы и папы сразу «ныряют» в коррекцию, даже если специалист дал им подробное заключение и ответы на все волнующие вопросы. Даже если они посещали наши бесплатные речевые диагностики, праздники, мастер-классы и «Открытые консультации».

Почему они не начинают коррекцию? На самом деле, всё не так просто. И дело не в родителях, здесь играют роль несколько ключевых факторов.

  • Доверие

Между семьёй и специалистом должно сформироваться доверие. Интуитивно оно появляется в первые пять секунд общения, дальше начинаются мыслительные процессы.

Но это только первое впечатление: оно либо укрепляется, либо нет. Для формирования настоящего доверия требуется время.

А можно сначала узнать специалиста, понять, сформировать доверие и потом пойти в коррекцию?

К сожалению, у ребёнка нет столько времени. Детский организм развивается стремительно, и любое промедление может быть необратимым. Время — самый ценный ресурс в коррекционной работе.

Доверие укрепляется в процессе — когда вы переживаете вместе взлёты и падения, общаетесь. Мы всегда стараемся оправдать ваши ожидания своей работой, отношением, подходом.

 

  • Сопротивление

Сделать первый шаг очень страшно, всё внутри сопротивляется ему, потому что предстоит долгая и тяжёлая работа. И это абсолютно нормальная реакция.

У всех людей есть свои ожидания от коррекции. Например, приводят ребёнка 3-х лет, он не говорит. Но мама и папа ждут, что через месяц занятий у него будет красивая и связная речь.

Оправданные или неоправданные это ожидания — другой вопрос.

 

  • Работа с семьей

Многие мамы и папы не ожидают, что коррекция направлена не только на ребёнка, но и на всю семью. Им хочется отдать малыша специалисту и заниматься своими делами.

К сожалению, так не получится. У каждой проблемы, с которой к нам приходят, есть причина. И нет смысла работать со «следствием», если мы не искореняем причину. В таком случае спустя время после коррекции все проблемы вернутся.

 

Что мы имеем в виду?

Была родовая травма, потом это развилось в заметную проблему (например, малыш не откликается на имя), ребёнок не выполняет требования взрослых и начинает кричать. Мало кто выдерживает постоянный крик, проще дать желаемое, лишь бы успокоить. Так поддерживается нежелательное поведение в семье.

То же самое может быть с любым нарушением — речью, интеллектом, коммуникацией и моторикой.

 

Как говорит Елена Владимировна: «Ребёнок растёт в семье. Какой рассол, такой и огурец. Поэтому мы работаем с родителями, а потом уже переходим к детям».

Конечно, для родителей это неприятно, сложно и долго. Но мы все люди и совершаем ошибки, без них ничему не научиться. Ребёнок, который учится ходить, падает бесчисленное количество раз. Представляете, если бы он сдавался после одного-двух падений?

Любое дело, за которое мы берёмся, наполнено падениями и взлётами. Коррекция в том числе. Но она того стоит, ведь от неё зависит будущее вашего ребёнка.

Когда родители понимают, что коррекция — это не только про ребёнка, но и про всю семью, они встают перед выбором.

Куда им идти?

  • Зона возможностей

Где есть рост, развитие, понимание, что ребёнок приближается к норме.

  • Зона причин

«Нет времени», «тяжело», «нет денег», «ещё подождём», «невролог сказал, что это нормально», «это девочка, ей не в армию», «это мальчик, они все с опозданием развиваются» и так далее.

Можно верить в это и оставаться с проблемой.

Перед коррекцией нужно сделать этот выбор. У всех есть причины, каждый выбирает удобный для себя вариант.

Можно оставить всё как есть, ждать, что ребёнок заговорит сам — неважно, в каком возрасте. Или найти ресурсы и начать работать с малышом.

Главное, чтобы это был осознанный выбор родителя.

От чего зависит эффективность индивидуальной программы в «Говоруше»?

В договоре есть очень важная информация, которая даёт ответ на этот вопрос:

«Эффективность программы на 50% зависит от специалистов и на 50% — от родителей».

В истории нашего Центра были случаи, когда семья приходила на трёхмесячную Программу Комплексного Сопровождения, но спустя неделю отказывалась продолжать занятия. Потому что это сложно и требует усилий от самих взрослых.

В таких ситуациях мы, к сожалению, не можем помочь ребёнку достигнуть всех поставленных SMART-целей в полном объёме.

Что родители должны делать, чтобы внести свои 50% в коррекцию?

Самое главное вы уже сделали — заметили проблему и начали с ней работать. Поверьте, это уже большая победа!

  • Для эффективной коррекции мамы и папы должны чётко следовать инструкциям специалиста.

Это как поход к врачу: он назначает лекарства и план лечения, а вы придерживаетесь его. В коррекции то же самое.

Чтобы был результат, нужно обязательно выполнять все рекомендации специалистов и методистов. От выполнения домашнего задания до просьбы показать ребёнка конкретному врачу (например, психиатру).

Конечно, в первую очередь мы делаем всё возможное, чтобы скорректировать детей без лекарств. Но порой помощь врача необходима — у ребёнка просто нет психических/физических/эмоциональных/соматических сил выдержать нагрузку.

Если родитель такого малыша отказывается от лечения врача, то ответственность коррекции полностью на нём. Мы можем только рекомендовать, решение за семьёй. Но важно понимать, что и результат в таком случае будет соотвествующий.

  • Соблюдение режимов сна, отдыха, занятий.
  • Семья отслеживает результаты ребёнка вместе с командой специалистов.

Родитель должен быть погружён в процесс коррекции, который проходит его малыш. Полное понимание всех процессов: кто занимается какой SMART-целью, на какой стадии формирования процесс находится в данный момент, что и для чего мы делаем в домашнем задании.

  • Радость за каждый маленький успех ребёнка.

Нельзя впадать в уныние и обесценивать его труд: «подумаешь, слово сказал, это не фраза» или «ну подумаешь, фразу сказал, это же не развёрнутая речь».

Каждое большое достижение строится на маленьких победах. Для того, чтобы двигаться дальше, нам всем нужны эмоции и радость.

  • Неважно, с каким нарушением вы пришли, обязательно верьте в своего ребёнка.

Без веры ничего не получится.

Если семья выполняет все эти пункты, которые входят в их 50% работы в программе, то тогда мы можем гарантировать получение необходимого результата.