Адаптация в школе/детском саду
27 ноя 2022
Автор: Дашковская Е. В.
От чего зависит скорость адаптации человека?
У любого состояния, нарушения и болезни есть три основные степени: легкая, средняя и тяжелая.
В адаптации всё тоже самое, но есть и крайне тяжелая степень, когда ребёнок не может привыкнуть к обстановке и за полгода.
Сложно? Давайте разберём подробнее…
Легкая степень может быть вызвана воспоминаниями или обстановкой вокруг. Например, все дети вокруг плачут, ребенок чувствует себя некомфортно, хочет тоже уйти.
Ещё она может проявляться во внезапной температуре, расстройстве кишечника, грусти по вечерам.
Разберём небольшую ситуацию: ребёнок пошёл в детский сад — улыбнулся, помахал родителям ручкой и без истерик стал играть. На второй, третий и четвёртый день — всё отлично, а вот на пятый — слёзы, крики, хватание за ноги.
Почему так происходит и какая это степень?
Все ещё легкая. А происходит с малышом следующее — осознание. Сначала ему было весело, все как и говорили родители — интересно, много игрушек! А потом вдруг ребёнок подумал:
«Это что, навсегда? Каждый день теперь сюда ходить? Не просто на игрушки новые посмотреть?»
В средней степени адаптация проходит за месяц. Возможно, кто-то из родителей замечал, что ребёнок каждые две недели заболевает: сходил в садик и простыл, потом поправился, немного походил в группу и опять заболел. В некоторых случаях это тоже проявления стресса от новой обстановки, реакция на телесном уровне.
Тяжёлая степень длится около полугода, а крайне тяжёлая — от 6 до 12 месяцев.
Адаптация во многом зависит от состояния мамы и папы
Когда ребёнок отправляется в детский сад, важно принять серьёзное решение – вы готовы? Вы сможете с этим справиться?
Мы говорим именно про малышей, потому что ходить в развивающие группы – добровольное занятие. Со школой, конечно, всё не совсем так.
Состояние родителей играет большую роль во всем процессе. Ведь именно мама и папа помогают ребенку в адаптации и, если остальные члены семьи хотят что-то сделать, они могут следовать главным инструкциям и поддерживать, чтобы родители находились в ресурсном состоянии.
Как гласит одно из самых известных правил безопасности: «Наденьте кислородную маску сначала на себя, потом на ребёнка». Когда родители стабильны, адаптация детей проходит проще и быстрее.
Все специалисты наших Центров знают, как себя вести, когда у ребёнка этап адаптации
Команда сделает всё возможное, чтобы помочь вам пройти через этот процесс. Ведь адаптация ребёнка касается всех, кто его окружает – мамы, папы, родственников, няни, сотрудников Центра – от ведущего специалиста до учредителя «Говоруши».
Хороший педагог – а у нас именно такие! – знает, где нужно поддержать ребёнка и переждать, а где пора отпускать его к маме.
НО! Мы не отдаём малыша маме, когда он плачет. Потому что тогда у него закрепится следующий сценарий – «Ага, я поплакал и маму сразу позвали. Понял»
В таком случае адаптация просто растянется на долгий срок.
Сначала смотрим на состояние ребёнка, ждём, пока он успокоится и только тогда ведём к родителям. Пусть в коридоре он опять театрально заплачет, показывая маме всё недовольство, это не страшно. Главное, что мы вывели его, когда он был спокоен.
Дорогие друзья, перед тем как приводить ребёнка в детский сад, школу, речевой центр, развивающий кружок, обязательно обучите его самообслуживанию. Это очень важно!
Например, малыш ещё не умеет сам мыть руки, но понимает, что нужно делать, потому что мама учила его дома. Даже с таким знанием ему будет намного проще адаптироваться в новой обстановке.
Старайтесь поддерживать самостоятельность ребёнка, не торопите его. Когда дети учатся чему-то, они делают это медленно. Вам остаётся только терпеть и ждать, пока он сам до конца завяжет шнурки или оденется. Вы уже на все автобусы опоздали? Это того стоит!
Практикуйте это хотя бы несколько раз в неделю, иначе ребенок никогда не научится.
Учите детей обращению с просьбами.
Ребёнок часто слышит обращения и просьбы, особенно в детском садике. И, если дома его не учили чему-то, то возникают сложности. Когда он хочет что-то сказать, не договаривайте за него, выслушайте до конца, даже с полуслова понимаете, о чём речь.
Например, ребенок хочет, чтобы вы дали фрукт и говорит «яблоко».
Стройте из себя глупых, переспрашивайте, немножко помогите, задавайте наводящие вопросы: «Ты хочешь что-то попросить?»
Чтобы не дошло до истерики, сначала дайте инструкцию, как просить: «Мама, я хочу яблоко. Почисти, пожалуйста».
Современные дети не умеют просить, даже если у них нет нарушений. Просьба должна быть четкой. Это развивает коммуникацию, ребёнок сможет правильно изложить свою мыль, понять, что ему нравится, что – нет.
Если ребёнка не учили четко формулировать просьбы, то трудности будут и во взрослом возрасте.
Например, ему 7 лет, он идёт в школу, учитель — ещё чужой человек для него, адаптация в самом разгаре. Возникает какая-то неудобная ситуация, а ребёнок не может сказать, что ему надо, потому для него это стресс, его не научили.
Лучше всего учить детей на простых примерах: «Дай, пожалуйста». Со временем можно усложнять задачу, или даже играть в «Поручения», это будет для ребёнка целым квестом!
Сначала дайте простую инструкцию, потом сложнее, из трёх глаголов: «пойди, возьми, принеси», «иди в комнату, найди то-то и принеси мне» или «поставь на полку, рядом с игрушкой».
Это очень полезно ещё и для логического и пространственного мышления!
А как родителям вести себя во время адаптации ребёнка?
Сохранять спокойствие. Нелёгкая задача, правда?
Это сложный процесс. Родителям остается только понять и принять ситуацию. Да, сейчас непросто, да, такая у ребёнка нервная система и да, ему потребуется время.
Не забывайте общаться с детьми, особенно если у вас школьник: «Тебе не нравится? А что именно не понравилось?» Пробуйте говорить по душам, узнавать, что он чувствует.
Любое проявление адаптации лучше, чем замыкание в себе. Если ребёнок проживает всё один и скрывает эмоции, то его будет сложно вытащить из состояния апатии. В таком случае лучше адаптироваться в сопровождении психолога.