Хочешь научить – покажи как!
3 мая 2018
Автор: Дашковская Е. В.
Хочешь научить – покажи как! Именно такой принцип используют малыши, когда обучаются всем важным навыкам — ходьбе, приему пищи, игре, речи. Наблюдая за взрослым, копируя его поведение, ребенок день ото дня становится умнее и самостоятельнее.
Имитация ребенка как основа его будущего обучения
Имитация – важный механизм подготовки детей к жизни, основа обучения.
На ее основе происходит развитие речи, отношений со сверстниками, а также выстраивается весь дальнейший процесс обучения.
Но не все дети проявляют способность к имитированию. И это серьезный «звонок» для родителей и педагогов. Так, например, ребенок с аутизмом при сохранной способности подражать действиям и даже речи окружающих, может не демонстрировать это умение по просьбе, что серьезно сказывается на его учебных навыках.
Работа над данным навыком должна стать частью любого занятия с малышом в раннем возрасте.
Что же такое игры на имитацию?
Игры имитации для детей представляют собой копирование движений, взаимодействий с предметами, звуков, слогов и т.д. Цель занятий в том, чтобы научить малыша обобщенным навыкам подражания – это может помочь ему в ряде самых разных жизненных ситуаций.
На первом этапе обучения лучше вашей задачей будет научить кроху выполнять простые действия с игрушками — трясти погремушку или катать машинку. Если на первом этапе малыш понимает инструкции, выполните упражнение вместе «рука в руке». Ярко похвалите за малейшее проявление самостоятельности: «У тебя получается! Молодец!» Эмоциональный отклик будет вдохновлять малыша снова и снова повторять за вами!
Игры на имитацию движений: как и когда стоит начинать
Вот несколько общих примеров игр на темы «Сделай так!», «Сделай как я!»:
- Катаем из пластилина шарики и колбаски
- Выстраиваем башни из кубиков разных цветов
- Звоним в колокольчик
- Стучим молоточком
- Складываем руки в «замок»
- Причесываемся
- Кладем игрушку в коробку
- Застегиваем пуговицу, молнию.
- Помещать маленький предмет внутрь большого
- Надевать кольца на вертикальную палочку
- Кормим куклу с ложечки
- Пьем из игрушечной чашки
- Укладывать куклу спать
- Стучим по столу
- Нюхаем «воображаемые» цветы
- Крутим «воображаемый» руль
- Залезаем под стол
- Мнем/рвем бумагу
- Упражнения с ритмическими палочками
- Дуем мыльные пузыри
- Дотрагиваемся до разных частей тела (нос, уши, плечи, голова, колени и тд)
- Различные физические упражнения: подпрыгнуть, присесть, покрутиться на месте и так далее.
Когда стоит начинать играть?
- Для простых движений – 10-12 месяцев;
- Простые взаимодействия с предметами – 18 месяцев;
- С предметами при выборе из набора (3-5 предметов) – 24 месяца.
- Для сложных движений (от 2 действий) – 2, 5 года.
Развитие ваших детей в игровой форме под руководством специалистов
Занятия, посвященные имитированию различных действий, развивают крупную и мелкую моторику, чувство ритма, фонематический слух и игровые навыки. Овладение речью, ее совершенствование, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать.
В программах Центра Развития Речи «Говоруша», например «Внимательный ребенок», «Умники и умницы» специалисты активно используют упражнения на имитирование в легкой игровой форме, что позволяет увлечь и заинтересовать маленьких учеников на занятиях. Запишитесь на прием к специалистам Центра.