Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша

Нейромассаж

24 июл 2024

Массаж

Автор: Дашковская Е. В.

Нейромассаж – разновидность логопедического массажа. В нашем Центре данная методика является частью профилактической работы и комплексной коррекции детей с речевой патологией, СДВГ, РАС, неврозами в возрасте от 0 до 14 лет.

В основе любых задержек развития детей – речевых, моторных, поведенческих, коммуникативных, интеллектуальных лежат сенсорные и моторные нарушения, которые базируются на качественной работе проприоцептивной системы. 

Проприоцептивная система — это способность тела ощущать положение его частей в пространстве. Эта система отвечает за любое скоординированное движение в общей, а тем более тонкой моторики (движения органов артикуляции: челюсти, губ, языка). Нарушения со стороны проприоцептивной системы способствует нарушению понимания «схемы тела». (положение руки, ноги в пространстве, мышечной силы, объема движений, чувство движения – точность, ловкость). Проприоцептивная система – это фундамент, на котором базируется приобретение любых навыков, тем более академических (хочу научить ребенка читать).

Как определить, есть ли у ребенка нарушения проприоцептивной системы? Посмотрим на следующие проявления:

В раннем детстве:

  • ребенок возбудим, трудно засыпает, плохо спит, с истериками переходит из состояния сна в состояние бодрствования;
  • плохо ест, давится пищей;
  • не может отказаться от соски, сосет палец;
  • часто проявляется рвотный рефлекс;
  • долго не может научиться пользоваться горшком.

В младшем дошкольном возрасте:

  • ребенок неловкий: спотыкается на ровном месте, бьется об углы;
  • не говорит
  • обнимет слишком крепко;
  • не выносит прикосновений;
  • кусается;
  • разбрасывает предметы (сметает все на своем пути);
  • шаркает ногами или громко топает;
  • не умеет бросать или ловить мяч;
  • у него падает все из рук (слабый захват);
  • не может освоить езду на беговеле, самокате, велосипеде;
  • не усваивает навыки самообслуживания: не может самостоятельно раздеваться-одеваться, пользоваться вилкой, ложкой, чашкой;
  • тяжелая адаптация в коллективе (саду, школе, центрах);
  • у ребенка наблюдается повышенная тревожность;
  • постоянная плаксивость, немотивированные истерики.

В старшем дошкольном возрасте:

  • нарушения речи;
  • проблемы в процессе обучения: неправильно держит ручку,
  • сложно запомнить новую информацию;
  • сложности в поведении, коммуникации.

В начальной школе:

  • сложно писать, неразборчивый подчерк, не видит строк, буквы «пляшут»;
  • допускает «глупые» ошибки на письме;
  • трудности в усвоении школьной программы по русскому и/или математике;
  • проблемы в коммуникации, как следствие, трудно формируются отношения со сверстниками, нет друзей.
  • нарушается поведение.

Нейромассаж учит ребенка чувствовать и понимать свое тело, контролировать его, концентрироваться на моторных актах. Нейромассаж помогает правильно формировать двигательное, сенсорное, эмоциональное развитие ребенка, что, в свою очередь, позволяет ему быстрее усваивать новые навыки, ускоряет запуск речи и активизирует работу всех высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Важно, что нейромассаж – как разновидность логопедического массажа, выполняется на всем теле ребенка, а не только в области шейно-воротниковой зоны, лица, полости рта.  Это механический способ воздействия на рефлексогенные зоны.

Рефлексогенные зоны — это определенные области поверхности тела, целенаправленно воздействуя на которые, мы можем вызвать отклик (рефлекс, реакцию) во всем организме в целом или отдельных его частях. Такие участки на поверхности тела существуют повсюду.

Таким образом, с помощью этой методики, мы получает не только коррекционный эффект, но и оздоровление всего организма ребенка. 

Нейромассаж включает в себя:

1.Массаж стоп

2.Массаж кистей рук

3.Массаж ушных раковин

4.Массаж волосистой части головы

5.Массаж лица

6.Массаж ротовой полости, языка

7.Массаж спины

8.Точечный массаж по всем перечисленным областям.

В области коррекции речи методика нейромассажа является локомотивной для неговорящих детей в возрасте от двух до трех лет, как один из способов «вызывания» речи. Для детей от трех до четырех лет- порой единственный метод воздействия, так как традиционные занятия со специалистом ребенок выдержать не может. В старшем дошкольном возрасте, например, при таком диагнозе, как дизартрия – нейромассаж является условием эффективной и качественной работы по коррекции речи. После прохождения курса нейромассажа у детей отмечаются следующие положительные изменения:

  • улучшается подвижность и чувствительность мышц речевого аппарата;
  • нормализуется тонус мимических мышц и мышц органов артикуляции (губ, языка);
  • мышцы речевого аппарата становятся более «спокойными», пропадают «подергивания»;
  • объем и амплитуда артикуляционных движений увеличивается;
  • вырабатывается координация и мышечная память для извлечения наиболее сложных звуков;
  • активизируются те мышцы речевого аппарата, которые раньше не отличались достаточной подвижностью;
  • уменьшается избыточное слюноотделение;
  • быстрее идет работа по постановке звуков, по введению данных звуков в свободную речь;
  • корректируются нарушения слоговой структуры слова.

Условия проведения нейромассажа:

  • Нейромассаж проводит квалифицированный логопед-дефектолог, прошедший обучение по данной методике у ведущего специалиста Центра, автора данной методики Е. В. Дашковской и имеющий сертификат.
  • Для того, чтобы был назначен нейромассаж, необходимо пройти Глубокую Диагностику в нашем Центре и консультацию невролога.
  • 1 курс состоит из 10 сеансов. Продолжительность сеанса составляет 30 минут.
  • повторный курс нейромассажа назначает сопровождающий родителя личный методист-куратор, на основании анализа диагностических данных от всех специалистов, работающих с ребенком и динамики коррекционного процесса.

Нейромассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. Злокачественные новообразования
  2. Острые заболевания костей
  3. Высокая степень расстройства сердечно-сосудистой деятельности
  4. Заболевания крови
  5. Воспаления вен
  6. Тромбы, аневризмы
  7. Инфекционные заболевания
  8. Септические заболевания
  9. Острые респираторные заболевания
  10. Острые кожные заболевания

Психологические особенности проведения нейромассажа:

  1. Методика совершенно безболезненная, не приносящая никаких неприятных ощущений.
  2. Выполняется теплыми, нежными руками, а не металлическими холодными приспособлениями.
  3. Мама может находиться рядом с ребенком, держать его на руках.
  4. Не обязательно лежать на массажном столе, можно сидеть на столе (многие дети бояться ложиться на массажный стол)
  5. Если разрешают родители, мы включаем мультик по выбору ребенка, разрешаем листать/читать книжку, играть в игрушки.
  6. Если разрешают родители и нет аллергии, мы используем пищевые поощрения – печенье, сушки. Работа с телом и ртом должна иметь психологическое сопровождение, а последнее ощущение быть приятным. Не ощущение инородного предмета во рту, а вкусного печенья.
  7. В Центре работает мотивационная система для детей «Говорублики». За каждый сеанс ребенок получает говорублик, который потом обменивает на призы.

Наши мамочки называют методику нейромассажа, как разновидности логопедического массажа «волшебством», потому что кроме речевых навыков у ребенка, как по волшебству появляются те долгожданные навыки, которых мамочка уже устала ждать:

  • улучшился аппетит;
  • сам начал одеваться;
  • «забыла» про соску;
  • спит ночью, не просыпаясь;
  • стало меньше истерик;
  • с ним теперь можно договориться;
  • начал рисоваться, заинтересовался пластилином;
  • начал говорить!

Подробно об этом модно почитать в отзывах родителей.

А мы еще раз напомним, что «лучшая тактика – это профилактика!» Поэтому приходите к нам на Глубокую Диагностику, применяйте методику нейромассажа уже с 3х месячного возраста!

Виды методик логопедического массажа

NВид методикиОбласть воздействия
1Нейромассаж рефлексогенных зонКлассическими массажными техниками выполняется массаж на всем теле ребенка. По всему телу берутся биологически-активные точки, которые стимулируют речевые зоны коры головного мозга. 
2Сегментарно-рефлекторныйКлассическими массажными техниками выполняется массаж в какой-то отдельно взятой зоне (шейно-воротниковая зона, область лица). 
3Точечный Массируются биологически-активные точки
4ЗондовыйМассаж с помощью специальных инструментов – зондов в области лица, ротовой полости, языка.