Логопед в Санкт-Петербурге
22 ноя 2016
Автор: Дашковская Е. В.
Логопедия – это отдельная наука, которая изучает причины развития дефектов речи и занимается их исправлением. Поскольку причин задержек речевого развития у детей существует множество, в логопедии имеют различные методики коррекции, которые позволяют влиять на эти нарушения. Данная наука тесно связана с разделом медицины, который напрямую касается органов речи – отоларингологией. Кроме того, причины речевых дефектов часто носят психологический характер, поэтому логопедия связана еще и с психологией и психолингвистикой.
Специалист, который диагностирует дефекты речи, выявляет причины их появления и разрабатывает корректирующие действия, называется логопедом. Причем его работа актуальна не только для детей, к чему все привыкли, но и для взрослых, если у них до сих пор имеются проблемы с речью. Основная задача логопеда при работе с детьми – поставить им определенные звуки (проще говоря, научить их выговаривать). Также эти специалисты занимаются коррекцией заикания и неправильного произношения.
Устранение дефектов речевого развития как у детей, так и у взрослых производится путем работы с речевыми органами. В самых общих чертах, логопед учит правильно дышать и «ставить» язык, зубы и другие органы, чтобы произнести нужный звук. Для этого он объясняет принципы формирования того или иного звука; с детьми эти занятия обычно проходят в игровой форме. После того, как желаемый результат будет достигнут, выдаются упражнения на закрепление полученных навыков.
Хороший специалист должен разбираться не только в работе органов горла и носа. Его работа – это постоянное общение с клиентами разных возрастов, включая тех, кто перенес заболевания и травмы, которые привели к речевым дефектам. Чтобы установить контакт и завоевать доверие, логопед должен быть хорошим психологом. Это довольно сложно сделать с людьми, перенесшими психологическую травму, но в случае успеха коррекция пойдет быстрыми темпами. То же самое можно сказать и о маленьких детях, которые, не умея выговаривать отдельные звуки, сильно замыкаются в себе и неохотно общаются.
Что и как корректирует логопед?
Обычный человек может подумать, что логопед корректирует людей, которые просто «не умеют говорить». На самом деле, существует много причин речевых дефектов, и все они имеют вполне точные термины:
- Логоневроз: мы знаем эту болезнь под более привычным словом «заикание»;
- Афония, дисфония: нарушения в речевой звучности;
- Дислалия: проблемы в произношении только определенных звуков;
- Тахилалия, брадилалия: ускоренная или замедленная речь соответственно;
- Ринолалия: «гнусавый» голос;
- Проблемы с речью, появляющиеся на фоне глухоты;
- Нарушения, связанны с травмами, перенесенными операциями и т.д.
Нарушения речи, что называется, всегда «на слуху». Обычно люди сами обращаются к логопеду, если чувствуют, что речевые дефекты им мешают. Еще чаще посетителями логопеда становятся маленькие дети, которых родители приводят к специалисту – либо по собственной инициативе, либо по указанию педиатра или невролога. Исправлять дефекты у детей довольно легко, так как их организм быстро приспосабливается к изменениям. К тому же занятия для детей у логопеда проводятся в форме игр и интересных упражнений, что еще более ускоряет процесс лечения.
Коррекция взрослых у логопеда представляет собой более сложную задачу, так как у них причины речевых дефектов, как правило, уже не связаны с развитием организма. Проблемы у взрослых связаны обычно с травмами, болезнями и последствиями операций. Данный специалист должен учитывать эти причины и подбирать корректирующие действия на этой основе. Например, при операции на гортани он обучает пациента «пищеводной речи», то есть такому способу, при котором звукообразование начинается в пищеводе. А вот при инсультах проблемы с речью связаны с параличом мышц, поэтому пациенту приходится учиться говорить заново с помощью специальных упражнений.
Основной инструмент логопеда – это комплексы специальных упражнений, направленных на развитие речевых органов. Они подбираются в зависимости от причин возникновения этих дефектов. При этом в логопедии, по сравнению с другими областями, большая роль отводится самостоятельной работе пациента. Только совместными усилиями специалисты и их клиенты смогут добиться успеха.
Логопед и дети
Не надо дожидаться назначения от другого специталиста, чтобы записаться на прием к логопеду. Сделать это можно и самостоятельно, если вы наблюдаете следующие признаки:
- Ребенок неправильно произносит те или иные буквы. Это объясняется либо особенностями строения языка (короткая уздечка), либо недостаточной развитостью речевого аппарата.
- Полное отсутствие речи у ребенка или ее задержка.
- Последствия хирургических операций в области носоглотки. Эти операции сами по себе не ухудшают качество речи, однако после них некоторые мышцы нужно «приучить» к новым движениям для извлечения звуков.
- Медленная или, наоборот, слишком быстрая речь ребенка;
- «Проглатывание» отдельных звуков;
- ДЦП у ребенка. Речевые проблемы здесь являются следствием общего поражения организма. Тем не менее, учить ребенка говорить нужно, в противном случае, он не начнет разговаривать вообще.
Важно знать, что в некоторых случаях одного только вмешательства логопеда для исправления дефектов речи у детей недостаточно. Если проблемы вызваны патологиями физического развития, может потребоваться помощь ЛОРа или хирурга. Неврологические проблемы поможет решить невролог.
Логопед и взрослые
Хотя логопеда многие люди воспринимают только как детского специалиста, он успешно корректирует пороки речевого развития у взрослых. Иногда взрослые люди идут на прием к логопеду самостоятельно для того, чтобы вернуть себе нормальную речь. Но чаще всего занятия у логопеда является частью восстановления организма после других травм и болезней. Вот наиболее часто встречающиеся случаи:
- Перенесенные стрессы и психические расстройства могут вызвать ряд проблем с речью (заикание, «проглатывание» звуков и т.д.);
- Удаление гортани или голосовых связок нарушает привычные принципы звукообразования, поэтому необходимо учить человека использовать другие возможности организма, чтобы начать говорить. В частности, для этого нередко используется пищеводная щель.
Инсульт или паралич мышц гортани и лицевых мышц также вызывают сильные нарушения речи. С помощью специальных упражнений пациент обретает возможность говорить вновь (даже если речь не вернется на прежний уровень, он сможет изъясняться вполне доступно для окружающих). Кроме того, при обездвиживании мышц практикуется массаж, физиотерапия и иглоукалывание.