Как определить готовность ребенка к школе?
4 апр 2017
Автор: Дашковская Е. В.
Тот момент, когда вся семья ждёт 1го сентября- подрастает будущий первоклассник.
Вас, безусловно, ждет время новых открытий и поводов для гордости. Но вместе с тем, беззаботность и погруженность в игру сменится на целый свод обязанностей и требований.
Как правильно подготовить своего малыша к новому этапу в его жизни?
Каким же образом можно определить его готовность к школе?
Возраст ребенка здесь ни при чём. На первый план выходит его способность к осуществлению учебной деятельности, а также принятию социальной позиции школьника.
Специалисты выделяют несколько направлений, по которым можно судить о готовности к школе: интеллект, мотивация, психологическую готовность и физические способности.
А теперь обо всем по порядку.
Интеллект. Большое заблуждение считать, что малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Виной тому, недостаточная сформированность процессов мышления, памяти, внимания.
До начала обучения в школе ребенком должны быть усвоены знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен знать основную информацию о себе (имя, фамилию, место проживания); различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат); знать цвета; знать пространственные характеристики, величины, уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов. Большое значение имеют такие продуктивные навыки, как рисование, лепка, конструирование, в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.
Мотивация.
Мотивационная готовность к школе считается сформированной, если малыш хочет посещать занятия; стремится узнать новую информацию; хочет получать новые знания. Здесь важно обратить внимание на устойчивость этого интереса, способность к осуществлению волевого усилия.
Также необходимо обратить внимание на способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществлению действий по предлагаемым образцам.
Психологическая готовность.
В отличие от требований детского сада, свод школьных требований больше и жестче. Обратите внимание на развитие качеств общения своего малыша, эмоциональную “гибкость”, на его самостоятельность и организованность; способность регулировать собственное поведение; готовность к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.
У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Ответьте на следующие вопросы: легко ли ребенок включается в компанию играющих деток; умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая; соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо; умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу?
Физическая готовность к школе
Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребёнка: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7 – летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики рук. Состояние нервной системы: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом: проверить его слух; проверить зрение; оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно; проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице); оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым и здоровым).
Поступление в школу- ответственный жизненный этап, на котором меняется привычный жизненный уклад целой семьи. На фоне восторга, радости и удивления, у ребёнка возникают чувства тревоги, растерянности. Поддержка родителей в это время очень важна! Их задача– подготовить сынишку или дочку и обязательно провести диагностику готовности к школе.
Сегодня много доступных диагностических источников- достаточно купить сборник тестов для будущих первоклассников или найти их в Интернете. Но не стоит забывать о занятиях. Еще до посещения первых уроков лучше приучить малыша к регулярным занятиям за столом.
Также стоить помнить, что грамотная диагностика и помощь квалифицированных специалистов: логопедов, психологов, дефектологов имеет ряд преимуществ. Специалисты помогут Вам сфокусироваться на главных задачах, разработают четкую учебную программу, учитывающую индивидуальные особенности ребенка. Это позволит Вам наиболее качественно подготовится к значимому событию в жизни Вашего малыша!
Центр Развития Речи «Говоруша» приглашает на новую программу: «Подготовка к школе – ИНТЕНСИВ».
Эта программа разработана для детей, которые:
— идут в школу с 1 сентября;
— имеют проблемы в развитии;
— прошли тестирование в школе и у них выявились «проблемные места» в развитии.
Приходите к нам! И Ваш ребенок СКАЖЕТ Вам СПАСИБО!