История семьи: успехи пятиклассника, который в три года не говорил
22 дек 2022
Автор: Дашковская Е. В.
Недавно у нас прошёл прямой эфир на тему «Душевный диалог. История семьи: успехи пятиклассника, который в три года не говорил».
Его провела ведущий логопед-дефектолог и учредитель Центра Развития Речи «Говоруша» – Дашковская Елена Владимировна. Она задала важные вопросы, которые мучают многих родителей.
«Когда пришло понимание, что нужно обратиться к логопеду?»
– Не сразу. В семье мужа дети начинали говорить поздно, и я тоже заговорила только после четырёх лет. Поэтому мы ждали, спокойно реагировали на молчание, даже когда пропало гуление. Все вокруг говорили, что нужно дать ему время, – отвечает мама нашего говорушки Паши.
Мы ходили в садик при школе Монтессори. Там Пашу увидел логопед и порекомендовал нам хорошего специалиста. Так мы попали к Елене Владимировне и с тех пор занимались. Выяснилось, что ждать нельзя, нужно начинать работать и чем раньше, тем лучше.
Сначала мы пришли на логопедический массаж. После десятого занятия ребёнок заговорил, сказал «папа», дальше пошли звуки.
Мы много читали ему вслух, на каких-то моментах, где было особо интересно, он говорил: «ещё раз». И, конечно, продолжалась работа с логопедом, психологом и дефектологом в «Говоруше», – Оксана, мама нашего говорушки Паши, рассказывает их историю коррекции.
До этого мы ничем не занимались, чистая речь появилась не сразу. Но мы ходили в садик Монтессори, там очень своеобразный подход к детям, они знали историю Паши, помогали процессу коррекции, стимулировали речь.
Над этим работали все: и Паша, и я. Важна не только работа логопеда, но и родителей. Если кто-то считает, что достаточно заплатить деньги и за вас всё сделают, то это не так. Повезёт найти профессионалов с первой попытки, но даже с ними, без выполнения домашнего задания, без участия родителя, эффект будет не таким ярким и быстрым.
Дорогие друзья, мы полностью согласны с Оксаной! Очень важно работать, участвовать в процессе. Да, это может отнять много времени, но это ваш ребёнок и, если вы хотите ему помочь, нужно трудиться вместе.
Коррекция – ежедневный труд. Специалисты работают с ребёнком 2–3 часа в день, общение с родителями – это всё остальное время, и речевая среда здесь очень важна.
«В три года ребёнок молчал. А когда появилась связная речь?»
– Конечно, после логопедического массажа он не стал говорить как взрослый. Развернутая речь сформировалась лет в шесть, но она была неидеальная. С точки зрения взрослого, он говорил какую-то ерунду: была несогласованность частей речи, путаница слов, не всегда осмысливал произносящее. Только к семи годам он разговорился, с пониманием того, что происходит. – рассказывает Оксана.
Сейчас Паше 11 лет, он ходит в школу, занимается по усиленной программе, посещает кружки, работает с логопедом и общается с друзьями. За эти девять лет с его первого посещения «Говоруши», он достиг огромных результатов как в коррекции, так и во многих других сферах жизни.
Иногда работа со специалистами занимает ни месяц, ни полгода и даже ни год. Порой коррекция – это многолетний процесс постоянной работы и домашних заданий. Но такой результат, как у Паши, не может не вдохновлять!
Сейчас он работает с одним звуком, за его плечами долгий путь упорных стараний. Так что, он уже на финишной прямой!
«Как выбрать школу для ребёнка с особенностями речи, который не может находиться в большом коллективе?»
– Школа – это всегда головная боль. Я сама учитель и прекрасно понимаю, каково это, когда в классе наполняемость в 30–40 человек, что бывает с детьми, которые отличаются от всех. На нашу школу мы вышли случайно. «Учимся вместе» — это частное учреждение с сильной программой. В самом начале они предупредили, что у них большая нагрузка и нужно будет много работать. В первом классе было по 4–5 уроков, во втором уже 6. Сейчас их девять человек.
Заниматься в таком составе комфортно, Паша общается и дружит со всеми одноклассниками, домашнее задание даётся ему без особых трудностей. Он привык к занятиям с детства.
– Если форс-мажор, то ребёнка можно спокойно оставить на продлёнке, никто его не бросит на произвол судьбы. Строгая система, без разрешения родителей ребёнка никуда ни с кем не выпустят.
«Как Паша адаптировался к школе?»
— Мы пошли в школу с диагнозом ОНР-4. Первый класс мы адаптировались к новому окружению, к детям.
ОНР-4 – это Общее Недоразвитие Речи самой лёгкой степени. Диагноз Паше поставил врач.
При ОНР-4 у ребёнка развёрнутая речь, она понятна окружающим, но в ней есть ошибки. Например, не до конца поставлены определённые звуки, слегка нарушена слоговая структура, проблемы со связной речью.
— Только благодаря нашей учительнице многие проблемы в классе сглаживались. Она относилась к ученикам с уважением и заботой, и мы смогли доверить ей историю Пашиного развития.
К сожалению, не все педагоги такие, очень важно найти того, кому вы сможете открыться, с кем вам будет комфортно. Зачем рассказывать учителю об особенностях детей?
От этого выигрывают все:
- Родители — потому что могут не переживать за ребёнка, пока он в школе;
- Учитель — он сможет выстроить работу в классе таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в общей деятельности и усваивали материал;
- Ребёнок — ему будет комфортно и безопасно находиться в школе.
Не стесняйтесь, не бойтесь и рассказывайте об особенностях ребёнка учителям, которые вызывают у вас доверие.
«Как Паша закончил начальную школу?»
— Паша отличник. У него замечательная память, благодаря которой он везде выделяется. Он может прочитать текст один раз и воспроизвести его с полным пониманием того, о чём рассказывает. Паша очень любит читать, и это, на самом деле, проблема. Мы не можем его оторвать от книг. Ему интересно буквально всё! Он очень любознательный, задаёт много вопросов, на которые мы всегда стараемся отвечать.
Дети всегда делают то же, что и родители. Если в семье нет культуры чтения, они не будут читать, как бы вы ни заставляли. Поэтому ваш пример, дорогие родители, очень важен!
«Придавали ли вы внимание тому, что ребёнок чувствительный?»
— Мы полностью приняли Пашу таким, какой он есть. Сначала было очень тяжело. Казалось, что все вокруг обращают внимание на моего ребёнка – он не говорит, или плохо говорит, или слишком эмоциональный. Внутри всё сжималось от мыслей, что они могут о нём думать? Это был очень сильный страх. Сейчас, конечно, уже не так. Он не ушел, но и не мучает , как раньше. Самое важное – мы принимаем Пашу, знаем, что ему нужно, поддерживаем и вместе ищем комфортные пути.
Часто мамам дают непрошенные советы и мнения. Например: «Да зачем ему частный садик? Там 10 человек, он не социализируется».
А ведь только мама знает все особенности своего ребёнка и может выбрать для него лучший вариант. Если родители поддерживают своих детей, у них всё будет хорошо.
Любимый ребёнок, приходя в новое общество, как бы ему не было тяжело, помнит, что есть место, где его безусловно любят. Он знает это и чувствует себя уверенно.