Как сделать «рывок» в речевом развитии ребенка?
18 апр 2017
Автор: Дашковская Е. В.
Первый год жизни ребенка — важнейший этап развития. Никогда больше за свою жизнь человек не делает такой «рывок» и не развивается в таком быстром темпе. Однако некоторые дети как будто не успевают за остальными. Это расстраивает родителей и вызывает много переживаний.
Как родители замечают, что ребенок не развивается правильно?
Мы начинаем сравнивать своего ребенка с другими детьми. «Моему сыну 1 год 4 месяца, а он еще не ходит самостоятельно. А соседский мальчишка бегает с 1 года». «Моей дочери 2 года, а она еще не говорит даже слова, хотя старшая дочь в этом возрасте хорошо и понятно говорила предложениями». Правильными действиями в этой ситуации было бы обратиться к неврологу, что, собственно, и делают многие мамы. Врачи часто ставят ЗРР (задержка речевого развития) или ТЗРР (темповая задержка речевого развития). Далее возникает несколько вариантов развития событий.
Первый вариант
Родители пугаются, начинают паниковать, так как не понимают, что обозначают эти диагнозы. Мало кто из врачей рассказывает, что это значит. А если и рассказывают, то не дают вариантов выхода из этой ситуации, просто говорят, что логопеды работают с детьми с 5 лет. Родители обращаются за помощью в интернет и начинают получать консультации таких же родителей. Это, как правило, способствует лишь тому, что теряется время.
Второй вариант
Родители обращаются к врачам, а они говорят: «Что вы паникуете? Подождите… «Разговорится»…». Да, конечно, существуют случаи, когда ребенок молчит до 3 лет, а потом начинает говорить «много» и «чисто». Но, к сожалению, в современном мире так бывает редко. Для ребенка, особенно раннего возраста, важен каждый день, каждый месяц в развитии. И упускать время — непростительная ошибка. А если не «разговорится»? Готовы ли вы рисковать?
Третий вариант
Врачи рекомендуют принимать лекарства. Мама читает аннотацию и приходит в ужас! «Этот препарат назначают взрослым при инсультах! У него столько побочных действий! А моему ребенку всего 3 года…». Да, несомненно, есть случаи, когда без лекарственной терапии не обойтись. Но, наряду с этим, в современном мире существуют и активно внедряются методики ранней коррекции, которые помогают маленьким детям обойтись без лекарств. При этом стоит помнить, что каждый случай индивидуален. Одному ребенку для выхода в норму развития достаточно методики логопедического массажа, а другому — целый комплекс мероприятий с разными специалистами.
Четвертый вариант
Родители принимают решение подождать логопедического детского сада, однако детей с проблемами в речевом развитии много. В специализированных садах очереди, и места в первую очередь предоставляются детям 5-6 лет, так как впереди школа. А что же делать маленьким детям? Ведь лучше не ждать, а принимать меры?
Пятый вариант
Родители просто ждут. 2 года — ребенок не говорит, 3 года — ребенок не говорит. В 4 года родители понимают, что ждать уже нечего, и начинается: невролог в одной стороне города, логопед — в другой, дефектолога вообще не найти. Результат от занятий минимальный. В логопедический сад возьмут в 5 лет, и то при наличии мест, а через два года уже школа.
Нужен ли вашему ребенку логопед?
Давайте попробуем определить, когда же надо обратиться к логопеду и нужен ли ребенку этот специалист. Проведем небольшой тест.
Предлагаем ответить на несколько вопросов. В графе «Ответ родителей» обведите «ДА» или «НЕТ»:
Возраст ребенка | Развитие ребенка | Ответ родителей |
От 0 до 1 года | У ребенка имеются проблемы неврологического характера (трудности в родах, оценка по Апгар 7 и ниже 7, установочная кривошея, гипертонус, гипотонус, ППЦНС, СДН, СДВГ) | ДА — НЕТ |
1 год | Ребенок не говорит 10-15 простых слов (мама, папа, баба, деда, дай, на, ам, бух, мяу, аф…) | ДА — НЕТ |
2 года | Ребенок не говорит простые фразы из двух слов | ДА — НЕТ |
3 года | Речь ребенка не развернутая | ДА — НЕТ |
4 года | Речь ребенка непонятна окружающим | ДА — НЕТ |
6 лет | У ребенка имеются проблемы со звукопроизношением | ДА — НЕТ |
8 лет | Ребенок плохо усваивает русский язык | ДА — НЕТ |
Если хоть на один из вопросов вы ответили «ДА», то стоит обратиться к логопеду.
Группы риска
Уже у новорожденного можно заметить минимальную неврологическую симптоматику и отнести малыша к группе риска по развитию речи.
На какие особенности в развитии ребенка необходимо обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить речевые патологии?
В младенческом возрасте:
- вялый сосательный рефлекс или его отсутствие;
- крик или плач без видимых причин по ночам;
- повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц;
- различные мелкие гиперкинезы (например, дрожание подбородка, ручек);
- необычная поза при лежании на спине;
- капельки пота над верхней губой при сосании;
- кривошея;
- подтекание молока по уголку губ во время кормления;
- постоянно приоткрытый ротик.
В более старшем возрасте:
- если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, особенно если в течение беременности матери, родов, раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения;
- если ребенок к четырем годам говорит фразовой, развернутой речью, но в его речи встречаются аграмматизмы или неправильное произношение различных групп звуков;
- если ребенок избегает общения со сверстниками и взрослыми.
Что необходимо предпринять?
1. Не теряйте времени, обращайтесь к неврологу, логопеду, психологу.
2. Не отказывайтесь от направления на различные исследования.
3. Не отвергайте лекарственные препараты, которые назначил ребенку невропатолог.
4. Не отчаивайтесь, когда диагноз уже поставлен и пугает. Вместе со специалистами, вы справитесь с проблемой вовремя.
Что же делать? Как же преодолеть задержку речевого развития в раннем возрасте? Как справиться с тяжелыми нарушениями речи и развития ребенка, такими как моторная алалия, сенсо-моторная алалия, дизартрия, нарушения поведения, СДВГ? Что делать, чтобы не растягивать коррекцию речи на долгие годы, а сделать «рывок» в речевом развитии ребенка? Как правильно и вовремя подготовить ребенка с речевыми (и не только) проблемами к школе? Как не пойти в школу 8 вида, а попасть в школу 7 или лучше 5 вида ребенку с речевыми диагнозами?
В 2014 году на базе Центра Развития Речи «Говоруша» была разработана и активно внедряется «Программа Комплексного Сопровождения» (ПКС). ПКС — ноу-хау Центра. По программе прошли коррекцию уже более 30 детей с разной степенью тяжести речевой патологии. У всех детей наблюдается положительная динамика. Во многих случаях результат получен только коррекционными мероприятиями, без применения лекарственной терапии.
Центра развития речи «Говоруша»
ПКС — это индивидуальный подбор методов интенсивной коррекции, который позволяет за 3 месяца решить основные проблемы ребенка, даже самые тяжелые. Ее уникальность в том, что все услуги по коррекции проблем в развитии ребенка оказываются в рамках одного центра комплексом специалистов (невролог, специалист по адаптивной физической культуре (АФК), специалист по логопедическому массажу, логопед, дефектолог, специалист по сенсорной интеграции, психолог, психоаналитик). То есть родители, приходя в Центр «Говоруша», получают весь комплекс услуг в одном месте, при этом указанными специалистами обеспечивается постоянное сопровождение ребенка и родителей в течение периода прохождения программы.
Мы принимаем детей, начиная с самого раннего возраста, не отказываем в помощи никому, даже с самыми тяжелыми случаями. ПКС дает только положительный результат! Приходите к нам, и ваш ребенок скажет вам спасибо!