Воспитание и обучение подростков
27 фев 2023
Автор: Дашковская Е. В.
Подростковый возраст — это та самая линия, с которой у большинства современных родителей возникают трудности. Наверное, каждый из тех, кто воспитывает подростка, понимает о чём мы.
На самом деле, в этом возрасте одна проблемы — дети выбиваются из «коридора», по которому должны идти. Это не страшно и не ужасно. Странных детей нет, есть дети, которые не соответствуют требованиям системы.
В этой статье мы вместе с преподавателем СПБГУ, частным учителем и воспитателем подростков — Нестерчуком Григорием Анатольевичем — ответим на часто задаваемые вопросы родителей.
Почему теряется связь с ребёнком?
Когда дети маленькие с ними можно договариваться, контролировать процесс обучения. Но с подростками всё становится сложнее, многие родители теряются и все попытки как-то совладать с ситуацией заканчиваются скандалом.
Мама и папа — это всегда авторитет. Но, когда они мало времени проводят со своими детьми, то их заменяют новыми кумирами.
Причем часто родители сами находят их для своих детей. Когда говорят: «Вот тебе Алиса, вот YouTube, смотри, слушай сказки, делай, что хочешь!»
Ребёнок остается один, взрослые его не направляют. А без ориентира детям очень сложно жить. Важно не упустить момент, когда ребёнок действительно нуждается в вашей помощи.
Чтобы не отдаляться от детей, нужно сопереживать, выслушивать, интересоваться его увлечениями, поддерживать. Самое лучшее, когда ребёнок сам делится с вами. Дети всегда рассказывают о том, что для них важно. Нужно просто уметь слушать!
В какой момент дети начинают плохо учиться?
Говоря о современном образовании нельзя не вспомнить замечательную фразу: «Ребёнок — это не костер, в который надо постоянно подбрасывать дрова. Его надо зажечь, чтобы дальше он сам горел».
Важно понимать, что «плохо» — это когда нас, родителей, что-то перестало устраивать. Ребёнку ведь всё всегда нормально. Потому что учеба — это познание, запоминание и применение изученного в жизни. И он это получает.
Низкая успеваемость случается тогда, когда взрослый перестаёт контролировать процесс. Некоторые считают, что достаточно нанять педагога/отдать в детский сад/школу и пусть с ним там работают.
Но это неверно! Мы сами должны следить за обучением наших детей.
Это не значит, что с первого класса нужно сидеть с ним за одной партой, смотреть домашнее задание и контролировать каждый шаг. Так делать нельзя!
Всё-таки у школьника должен быть уровень самостоятельности и понимание, зачем он это делает. Родители могут повлиять на него через общение. С детьми очень важно разговаривать!
Например, если ребёнок жалуется на двойку по математике — это явно о чем-то говорит. Где-то ребенок не добирает: либо проблемы с учителем, либо с предметом.
Нужен такой уровень доверия и общения, когда он сам рассказывает. Вы слушаете, сочувствуете, даёте совет или делитесь мнением, а про себя отмечаете: «Так, вот здесь и здесь у нас проблемы, будем с этим работать».
Кроме того, учёба в школе далеко не всегда говорит об умственных способностях ребёнка. У детей может что-то не получаться не из-за предмета, а из-за отношений с учителем. Именно они формируют модель, которая будет использоваться ребёнком при общении с другими взрослыми, а в дальнейшем — с теми, кто стоит выше на карьерной лестнице — например, начальником. Поэтому важно искать «своего» преподавателя.
Как мотивировать на учебу?
Мотивировать подростка нужно для того, давать ему стимул достичь чего-то, заинтересовать. Для этого родители используют различные уловки и манипуляции.
Существует позитивная и негативная мотивация. Давайте на примерах разберемся, что это такое? И зачем это нужно?
Позитивная мотивация (внутренняя)
Если ты попробуешь, то учеба может тебе понравиться, ты получишь от неё удовольствие и поступишь в университет, чтобы и дальше развиваться в интересной для тебя сфере.
Негативная мотивация (внешняя)
Если ты получишь пятёрку, то я куплю тебе новую приставку.
Важно уважать ребёнка и его интересы, поэтому Ваши действия не должны идти наперекор его желаниям, только мягко направлять.
Мотивация деньгами — хорошо или плохо?
Ведущий специалист нашего Центра Развития Речи «Говоруша» логопед-дефектолог — Дашковская Елена Владимировна поделилась тем, как мотивирует своего сына.
У младшего ребенка Елены — Миши — проблемы с физкультурой. Чтобы исправить ситуацию, ему предложили давать тысячу рублей за каждую пятёрку по этому предмету. Если «отлично» выходит и в четверти, то он получает ещё три тысячи.
Вы бы видели это рвение!
Кроме того, у Миши есть ещё один способ заработать деньги на дополнительные карманные расходы: Елена Владимировна обучает специалистов логопедическому массажу, и иногда сын выступает на них в качестве модели. Каждый час занятия — 500 рублей.
«Это эффективный способ, и мне за него не стыдно! Мой сын учится финансовой грамотности, знает, как откладывать деньги, как планировать расходы!» — комментирует Елена Владимировна.
Есть страшилки, что из-за таких мотиваций ребёнок в старости и стакан воды бесплатно не подаст. Но это уже история не про деньги, а про отношение в семье. Тема для отдельного разговора…
Почему одни дети учатся хорошо сами, а других нужно контролировать?
Приведём пример из жизни
Есть два одноклассника, 11 класс. Девочка и мальчик. Она растет без отца, мама постоянно работает, у второго есть оба родителя, бабушки дедушки, все о нём заботятся и поддерживают.
Нетрудно догадаться, кто всегда делал домашнее сам, правда?
Дети, которые понимают, что домашняя работа их личная ответственность, всегда учатся хорошо. А те, с которыми ходят за ручку — нет.
Поэтому лучше всего с пелёнок приучать ребёнка к самостоятельности.
Понятно, что сейчас такой ритм жизни, когда нужно действовать быстро, чтобы везде успеть. Пока он наденет ботинки, вы опоздаете сразу в несколько мест.
Но тем не менее, хотя бы пару раз дождитесь, пока он справится с задачей сам. Да, приедете в садик позже, но зато ребёнок будет приучен!
Тоже самое касается и учёбы в школе. Ребёнок пошёл в первый класс: новое место, учительница, одноклассники. Пока есть желание и интерес, пусть малыш сам выполняет домашнее задание! Когда мы вмешиваемся в процесс, то своими руками гасим в ребёнке потребность самому справляться с задачами.
Можно ли детям давать телефоны?
Сейчас часто можно увидеть на улице или в кафе картину: родители пьют кофе, ребёнок смотрит мультики. Конечно это удобно – поставить ребенку планшет и не общаться с ним.
Пример из жизни
Молодая мама разговаривает по телефону, а в коляске шестимесячный малыш, который ещё сидеть сам не умеет, водит пальчиками по планшету. Зачем?
Мы знаем, что бывают поведенческие дети, и у мамы появляется время на какие-то базовые вещи только когда он смотрит мультик. Это исключение.
Всегда есть исключения. Но массовая традиция того, что куда бы мы не пришли нужно сразу дать ребёнку технику – ужасна.
Если вам нужно занять детей, чтобы взять паузу и выпить кофе/сходить в душ, то куда лучше приучить их играть самостоятельно с игрушками — с лего, фигурками, машинками и др.
Да, сейчас есть возможность установить множество развивающих приложений и нет ничего плохого в том, чтобы включать их ребёнку. Здесь важна личная мотивация. Вы даёте телефон, чтобы избавиться от ребёнка на пару часов? Или, чтобы показать ему что-то полезное?
Потому что если вы делаете это из соображений «лишь бы не трогал», то можете легко потерять связь со своим малышом. Не должно быть так, что покупка нового гаджета радует ребенка больше, чем совместное время с мамой и папой.
В каком возрасте можно давать ребёнку телефон?
Есть возраст, когда лишая ребёнка интернета и телефона, вы ограничиваете его свободу. В детстве они не нужны: дети легко общаются между собой без него, есть много подвижных активностей и занятий.
Но в 13 лет личный телефон — это необходимость. Причём не кнопочный, чтобы звонить и писать родителям, а настоящий современный телефон.