Риски возникновения запинок и заикания у детей с дизартрией. Не упустите время!
8 июн 2023
Автор: Дашковская Е. В.
Дизартрия — слово, пугающее многих родителей.
Да, оно звучит страшно, но, дорогие друзья, хорошая новость в том, что дизартрию у ребёнка можно выявить уже в первые месяцы жизни, а значит, не упустить драгоценное время и вовремя начать коррекцию.
Дети и взрослые с дизартрией — это абсолютно нормальные люди. Но у них есть особенности, про которые лучше знать, чтобы облегчить жизнь.
Данная патология может проявляться в очень лёгкой степени, но вместе с тем приносить человеку массу неудобств. Главная коварность дизартрии в том, что она остаётся с человеком на всю жизнь, — это неврологический статус.
Убрать дизартрию полностью невозможно, но зато можно компенсировать речь так, что ни один человек не догадается о существовании подобной патологии у ребёнка.
Как проявляется дизартрия?
Прежде всего, в нарушении звукопроизношения и членораздельной речи из-за неправильной работы мышц артикуляции.
Артикуляционные мышцы — это губы, язык, щёки. У людей с дизартрией эти мышцы, которые так важны для правильной речи, находятся либо в постоянном напряжении, либо в расслабленном состоянии. Бывает и так, что, к примеру, губы всегда напряжены, а язык — нет. Это называется «мышечная дистония».
В некоторых случаях происходит неврология девиации языка. Звучит сложно, но сейчас мы всё объясним! Девиация языка — это значит, что какая-то его часть находится в напряжении, а другая — расслаблена. Из-за тонусных нарушений происходят неприятные вещи: у ребёнка задерживается речь, или речь есть, но очень плохого качества. Часто про таких детей говорят, что у них «каша во рту».
Прежде всего, при дизартрии нарушается фонетическая сторона речи — звукопроизношение, слоговая структура.
Ребёнок не может произнести ни одного сложного слова. Например, вы ему говорите: «лекарство». Он переставляет буквы местами, упускает слоги.
А теперь шокирующий факт — при дизартрии может не быть нарушения звукопроизношения.
«Стоп, что? Вы же только что писали обратное…»
Да, в некоторых случаях ребёнок с дизартрией произносит звуки. Но при этом у него нарушен фонематический слух — слух, при помощи которого мы различаем фонемы.
Мы слышим звуки [С] и [Ж], а ребёнок с нарушением фонематического слуха воспринимает их как один звук. Из-за этого у него в речи появляются замены — [С] на [Ш], например.
Для трёхлетнего ребёнка такие замены шипящих допустимы, но в четыре года их уже не должно быть.
Дети с дизартрией часто и быстро понимают, что с их речью что-то не так.
Дело в том, что, несмотря на речевую задержку, интеллект ребёнка в норме. И осознавая свою проблему, малыш замыкается. На этой почве появляется вторичное нарушение — речевой негативизм.
Ребёнок не хочет общаться с миром, остро реагирует на просьбы: «скажи…», «повтори…». Он молчит, не даёт дотронуться до рта, не показывает логопеду язык, отворачивается.
У малыша большой багаж ситуаций, в которых его не поняли, попросили повторить раз, два, три и больше. Все эти моменты оставили отпечаток, и появился речевой негативизм.
Ребёнок с дизартрией = ребёнок со слабой нервной системой.
Почему так?
Дело в том, что дизартрия появляется уже в периоде вынашивания, когда идут активные атаки на нервную систему.
Например, отслойка плаценты в период формирования нервной системы — с 4-х до 12-ти недель. Или химическая стимуляция, когда при слабой родовой деятельности маме нужно поставить капельницы, специальные препараты. При механической родовой стимуляции идёт сильное давление на шейные позвонки, и это тоже может нанести удар по нервной системе.
Из-за этих моментов могут возникнуть нарушения, приводящие к дизартрии. Вся симптоматика заметна уже в грудном возрасте.
Слабая нервная система — это вообще как?
Ребёнок очень чувствительный и легковозбудимый.
Например, на Глубокой Диагностике родители часто рассказывают, что малыш с рождения не спит, его нужно постоянно укачивать. Только положишь в кроватку, он снова начинает плакать.
Существует также лабильная нервная система, когда ребёнок за секунду переходит из одного эмоционального состояния в другое: сейчас смеётся, а секунду назад плакал.
Дети со слабой нервной системой чувствительны к внешним раздражителям. Они легко считывают состояние родителей, зеркалят его.
А теперь, когда мы побольше узнали о том, что же такое дизартрия, давайте разберёмся, как к этому диагнозу не добавить запинки и заикание?
У всех детей есть периоды, когда речь интенсивно развивается. Они называются — сензитивные. Многие считают, что неговорящие трёхлетние дети — это норма.
Сейчас мы откроем вам великую тайну: благоприятный период для развития речи — от года до трёх лет. К трём годам речь уже должна быть! Когда её нет, ждать нельзя, нужно срочно обращаться к специалистам.
Если ребёнку с минимальными проявлениями дизартрии помочь до 2,5 лет, то можно избежать серьёзных речевых ошибок.
Опытный специалист увидит микросимптоматику даже у грудного ребёнка! А значит, у вас будет достаточно времени, чтобы предотвратить риски запинок и заикания.
Чем запинки отличаются от заикания?
Ребёнку с запинками мы можем дать инструкцию: «Подожди, остановись, подумай, скажи правильно». Он обращает внимание на качество речи, успокаивается и повторяет чистую фразу.
Заикание — это нарушение темпа ритмической организации речи. Поэтому, если вы обратитесь с той же просьбой к детям с заиканием, это никак не поможет.
Судорога при заикании может возникать в разных отделах — они бывают артикуляционные, дыхательные и голосовые. Само заикание делится на три вида, по типу судорог:
Клоническое — повторение слогов в начале, в середине или в конце слова, но чаще всего это пусковой механизм, когда ребёнок не может произнести начало: «ма-ма-ма-машина».
Тоническое — самая сложная форма. Ребёнок начинает говорить, у него возникает тонус, и он не может произнести, например, первый звук, чаще согласный. В результате судорога идёт именно на него: «д-д-д-д-давай».
Такие дети дрожат всем телом, помогая себе произнести слово.
Смешанное (тонико-клоническая или клонико-тоническая форма заикания) — в одном предложении могут проявляться оба вышеописанных типа. Определяется по ведущему проявлению или форме судорог, если чаще проявляются тонусы, то тонико-клоническое, если клонусы, то клонико-тоническое заикание.
Когда у ребёнка уже стоит дизартрия с заиканием, сроки коррекции увеличиваются.
Потому что заикание и дизартрия — это два борющихся между собой состояния нервной системы.
Из-за дизартрии у ребёнка нарушено звукопроизношение. В обычной ситуации мы начинаем работать с мышцами, целенаправленно отрабатываем движения, которые произвольно не формируются.
При заикании у детей появляются тонические судороги. Работая с логопедом над постановкой звука, они напрягают мышцы, а это неизбежно приводит к судороге.
Необходима комплексная коррекция невролога, остеопата, логопеда, дефектолога и психолога. Профессионалы знают, что при подобных нарушениях нужно очень аккуратно распределять нагрузку. Они работают параллельно над коррекцией и дизартрии, и заикания, постоянно общаются между собой и вместе пишут индивидуальную программу для ребёнка.
Если ходить только к логопеду два раза в неделю по полчаса, то, к сожалению, результатов не будет.
Невролог должен участвовать во всех этапах коррекции — от Диагностики до назначения препаратов. В данном случае без этого специалиста никак не обойтись.
Можно ли отказаться от лекарств? При отказе от медицинского лечения заикание может перейти в хроническую стадию.
Существуют две формы этого нарушения: недавно возникшее и заикание «со стажем». Чем дольше вы тянете время и не идёте к неврологу, тем больше проявляется заикание и закрепляется навык такого говорения.
Поэтому при первых симптомах запинок, заикания или тиков нужно сразу обращаться к специалисту за назначением. Знающий врач сразу обратит внимание на данные симптомы, направит на ЭЭГ и выпишет необходимые препараты. Нужно сразу зафиксировать, что происходит с мозгом во время спазмов. Ждать в данном случае нельзя!
Теперь поговорим об остеопате.
Когда у ребёнка такой сложный диагноз, мы можем столкнуться с нарушенной работой мышц. Это происходит из-за того, что одна мышца растянута, а другая находится в спазме.
Как проявляется нарушение?
- одна мочка уха выше, вторая ниже;
- одно плечо ниже/выше другого;
- правая нога короче левой (или наоборот);
- установочное положение головы, она немного развёрнута.
Нередко бывает, что мышцы растягиваются из-за смещений в сегментах C1-C2. Всё это влечёт головные боли, проблемы со сном, внутричерепное давление.
Конечно, можно по-разному относиться к этому специалисту, но Елена Владимировна уверена, что занятия с остеопатом помогают детям и с заиканием, и с дизартрией.
Логопед
На занятиях с логопедом будет идти работа над темпоритмической организацией речи, правильным дыханием, развитием артикуляции, развитием голоса, постановкой звука.
Здесь на помощь приходит расслабляющий массаж рефлексогенных зон всего тела. Но не тонизирующий, а именно расслабляющий!
Психолог
Выше мы писали, что дети с подобными расстройствами очень чувствительные, возбудимые. Они чувствуют, что с ними что-то не так, а это травма, которую нужно обязательно прорабатывать с психологом.
Расскажем два случая из практики Елены Владимировны, которые в очередной раз доказывают, как важно вовремя обращаться за помощью.
Случай первый
Мальчик, 3,6 года. Жалобы: запинки в речи с трёх лет.
Обратились к педиатру, он сказал: «проблема пройдёт через 4-5 месяцев». Мама ждала, но изменений не было, и они записались к нам в Центр на Глубокую Диагностику.
Сначала Елена Владимировна тщательно изучила историю развития ребёнка — от момента зачатия до «сегодняшнего» дня. Моторное развитие в норме, неврологических проблем не было, по речи опережал сверстников. А вот в поведении есть особенности: ребёнок легковозбудимый, в год у него появились навязчивые движения. При этом в младенчестве захлёбывался молоком, и был практически постоянный тремор подбородка. Мама отметила, что мальчик долго жуёт, никак не может проглотить пищу.
Обследуя ребёнка, Елена Владимировна увидела нарушения в звукопроизношении.
- Заменяет шипящие звуки на заднеязычные. Это говорит о нарушении мышечного тонуса;
- Смягчает свистящие: вместо «сам» — «сям»;
- Может произносить горловой звук [Р], но заменяет его;
- У ребёнка необычный голос, с хрипотцой.
Всё описанное — дизартрические проявления в лёгкой степени, которые привели к судорогам. То есть не к запинкам, а именно к тонико-клоническим судорогам.
Педиатр закрывает глаза на микросимптоматику и советует подождать. Как мы уже писали раньше, если долго не корректировать заикание, оно переходит в хроническую форму. Что и произошло в данном случае.
Сейчас ребёнку нужно будет работать с заиканием, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией. Если бы помощь была оказана на ранних этапах, то к 3,6 заикание можно было свести к минимуму.
Поэтому, уважаемые родители, обязательно обследуйте ребёнка с младенчества и, если врач советует подождать, обратитесь за помощью к другому специалисту.
Случай второй
Девочка, 3,6. Жалобы: никаких явных проблем мама не отметила, пришла профилактировать нарушения в развитии дочери.
Как и на каждой Глубокой Диагностике, Елена Владимировна снова начала с изучения истории развития ребёнка. В медицинской карте написано — 7/8 по шкале Апгар.
На прямых эфирах мы говорили, что Апгар — это оценка состояния новорождённых, которая ставится сразу после появления на свет и через 10 минут (она должна расти). Нижняя граница нормы — 7 баллов; всё, что ниже, уже относится к патологиям.
Моторное развитие в норме, речь была в порядке до 12-ти месяцев (гуление, лепет). Самое первое слово девочка сказала в 1 год и 4 месяца — «дай». До двух лет новых слов не добавлялось, говорила на своём языке. Потом произнесла «мама», «папа», появилась простая фраза. На сегодняшний день у девочки есть развёрнутся фраза, но она не всегда ею пользуется. Говорит на нарушенном речевом выдохе.
Мама отмечает, что ребёнок с рождения плохо спит, его сложно укладывать. А в год они полностью отказались от дневного сна. У неё нарушение звукопроизношения, призубный стигматизм. Например, не произносит звуки «Ш», «Ж», заменяет их на «С», «З». Есть неврологическая микросимптоматика: отклоненный язык, сглаженность носогубной складки и нарушение речевого дыхания. Из-за короткого речевого выдоха девочка говорит с придыханием. Неуклюжесть, постоянно врезается в мебель, спотыкается, падает. Тоже проявление дизартрии.
Если бы они пришли к недостаточно опытному логопеду, им бы сказали, что с ребёнком всё хорошо. Ведь есть развёрнутая речь! Но квалифицированный специалист видит, что у ребёнка асинхронное развитие речи. Что это?
Это значит, что речь развивается не поэтапно, а вразнобой. В нашем случае у неё вовремя появились лепет и гуление, первое слово только в 1,4, а потом вдруг выход на фразовую речь.
Ребёнку рекомендована коррекция, потому что у него дизартрия, велик риск возникновения запинок. Да, есть нарушения звуков, речь не задерживается, но в пять лет в любом случае придётся обращаться к логопеду, чтобы поставить звуки. Кроме того, речевое придыхание может перейти в судорогу.
Елена Владимировна назначила коррекцию, обговорила с мамой все важные моменты, ответила на вопросы.
И внезапно произошло неожиданное — девочка сказала: «М-м-м-мама».
— Так у неё уже есть запинки?
— Да, мы с этим и пришли.
— Но почему вы не сказали?
К счастью, у нашей говорушки только-только появились запинки, и ещё есть шанс избежать более тяжёлых нарушений.
Не нужно ничего ждать, проверяйтесь у специалистов, консультируйтесь. Лучше сходить на диагностику и успокоиться, чем игнорировать возможную проблему.
Надеемся, что данная статья была полезна для вас. Подписывайтесь на наши социальные сети, там ещё больше интересного!