Как долго длится процесс коррекции?
13 сен 2022
Автор: Дашковская Е. В.
Этот вопрос специалистам центра задают чаще всего. Но предсказать, сколько времени уйдёт на весь коррекционный процесс — невозможно.
Давайте разберём два примера: грустный и весёлый.
Грустный пример
Молодой человек, 18–20 лет. Жил, прекрасно говорил, обладал ораторскими навыками, коммуникабельный, учился в университете. И вот собрался он с друзьями на природу, сел на мотоцикл и попал в аварию. Черепно-мозговая травма и кома.
Как думаете, на первой встрече с доктором у вас возник бы вопрос, сколько нужно дней, чтобы этого человека из комы привести к норме? Вы бы его даже не задали. Потому что человек на грани жизни и смерти.
Весёлый пример
Ребёнку 4 года и мама отдаёт его на хоккей. На первом занятии мама спрашивает тренера: «Через сколько лет он станет великим хоккеистом?»
В обоих примерах подобный вопрос звучит неуместно. А логопедам его задают на первой же встрече!
Друзья, ни один хороший специалист — ни логопед, ни психолог, ни дефектолог — не даст вам точного ответа. Почему? Для этого нужно понимать, что вообще может быть нарушено у ребёнка.
Если говорить просто, то существует пять компонентов развития, с которыми могут возникнуть проблемы: речь, поведение, грубое нарушение моторики, коммуникация и интеллект. И все они могут быть связаны между собой.
Кто-то приходит только с нарушением речи — тогда коррекционный процесс и его длительность будет одна. Мы смотрим, что именно в этой речи нарушено?
Какими бывают нарушения речи?
- Нарушен один звук
Ребёнок приходит летом, перед началом школы, чтобы поставить звук «Р». Но не факт, что хватит и года, потому что состояния могут быть разные. Об этом мало кто знает, родители думают, это же всего один звук – ерунда.
- Нарушение фонетики и фонематическое недоразвитие речи
Ребёнок не слышит, не различает звуки (артикуляторно, акустически),
В таких случаях ребёнок неправильно произносит какие-то группы звуков, или же не использует их вообще.
- Общее недоразвитие речи
У речи есть девять компонентов: связная речь, понимание речи, лексика, грамматика, фонематический слух, фонематические процессы, слоговая структура слова, звукопроизношение, просодический компонент и неречевые психические функции.
Если несколько этих компонентов нарушены, мы имеем дело с общим недоразвитием речи. В таких случаях тяжесть нарушения увеличивается.
Вся длительность коррекционного процесса будет завесить именно от тяжести нарушения. А ведь мы разобрали только один компонент — речь.
А если нарушена не только речь, но и коммуникация?
В таких случаях мы берём коммуникацию и речь, раскладываем их на компоненты и «чиним».
Чем больше у ребёнка нарушенных составляющих, тем длиннее коррекционный процесс.
Порой приходят клиенты с одним звуком и хотят его поставить в короткий срок. В процессе мы смотрим, какие именно у ребёнка проблемы. Возможно, у него дислалия — нарушение звукопроизношения без органических нарушений ЦНС. А может быть и дизартрия. И если это так, то речь не откорректировать ни за год, ни за два.
В нашем центре был клиент с дизартрией. С ним работала ведущий специалист центра логопед-дефектолог Елена Владимировна Дашкова с 30-летним стажем. На то, чтобы поставить 11 звуков, ушло три года.
Поэтому на все вопросы, связанные с количеством занятий, временем коррекции, ответ один — пока не будет результата.
Дети могут прийти с разными проблемами: один с нарушениями речи, а второй — с нарушениями коммуникации, поведения и речи.
В таких случаях, как говорит Елена Владимировна Дашковская: «о речи нет ещё и речи».
В работе с подобными детьми все специалисты сначала корректируют поведение, потом коммуникацию и после речь.
Потому что если ребёнок отказывается смотреть в глаза, если бросается в специалиста вещами, если у него агрессивное поведение, то слово «кошка» он не услышит. К нему бесполезно подходить с картинками, потому что потом эта самая картинка полетит в логопеда-дефектолога.
Таким образом, сначала мы настраиваем поведение, формируем его по специальной методике. Когда ребёнок успокаивается и настраивается на обучение, мы корректируем коммуникацию. На базе сложившихся навыков начинаем работать с речью.
Конечно же, многое зависит и от способностей детей. Очень важно следить за уровнем усталости в данный момент, иметь постоянного невролога, который сделает тесты, увидит состояние ребёнка и вовремя даст вам сигнал, что пора отдохнуть.
В период коррекции важно то, насколько часто дети болеют
Каждое заболевание влияет на состояние нервной системы, и ребёнок становится чувствителен к нагрузке. Есть болезни, которые очень сильно расшатывают здоровье и могут даже откатывать назад.
Например, ветрянка. Кажется — ничего особенного, ветром надуло чуть-чуть. Но из-за этой болезни нервная система сильно ослабевает.
Особенно тяжелы случаи, когда ребёнок переболел ветрянкой, а сразу после болезни ему сделали АКДС. Если в этот период организм не справиться, то последствия могут быть очень печальные (вплоть до аутистического спектра).
Поэтому делайте прививки аккуратнее и только с разрешения невролога! Сами по себе прививки — не зло. Но они бывают сделаны настолько не вовремя, насколько вообще возможно.
Болеть — это нормально. Важно давать ребёнку время на то, чтобы организм пришёл в себя. Речь не только о периоде выздоровления, но и о восстановлении сил после заболевания.
Длительность формирования навыков будет зависеть не только от тяжести нарушения, но и от психических и физических особенностей ребёнка, состояния его центральной нервной системы, степени усталости и загруженности.
Дорогие родители, мы должны понимать, если в дошкольном возрасте у ребёнка нарушена речь — то в первую очередь нужно работать именно с ней. Как бы сильно ни хотелось посветить свободное время танцам, гимнастике, английскому и другим кружкам.
Речь — это психическое состояние на всю жизнь, для любого человека. Всё обучение, работа, коммуникация — настроены на речь. Если прийти к специалисту слишком поздно, то, возможно, вы не восстановите её вообще.
Рассмотрим ситуацию
Ведущий логопед-дефектолог Центра Развития Речи «Говоруша» Елена Владимировна Дашковская проводит Глубокие Диагностики в нашем центре на Комендантском.
Пришла семейная пара. Ребёнку три года, не говорит.
Папа сидел, слушал, а потом вдруг сказал: «Знаете, а у меня ведь дисграфия».
Дисграфия — это нарушение письма. Его так зацепили слова Елены Владимировны Дашковской, что он раскрылся: рассказал, как ему было тяжело в детстве, что он не понимал, как складывать слоги в слова, что до сих пор не умеет читать и даже работу выбрал такую, где ему не приходится сталкиваться с буквами.
Друзья, разве вы хотели бы подарить подобный опыт своему ребёнку? Представляете, каково это — учиться в школе с таким диагнозом? Как это психологически тяжело? Такому красивому, высокому и брутальному мужчине.
Танцы — это здорово. И, возможно, наш герой прекрасно танцует. Только это не помогает ему в чтении, работе в определённых сферах, в сдаче экзаменов…
Очень призываем вас правильно расставлять приоритеты!
Но не всё зависит только от состояния ребёнка. Важно и участие членов коррекционного процесса. Кто они?
Все, кто находится в окружении ребёнка и сопровождает его на пути взросления —специалисты, родители, администраторы, которые составляют расписание и отвечают на вопросы, Елена Владимировна, которая по первому звонку отвечает и советует, что делать, это вся семья ребёнка, воспитатели, учителя.
Наш Центр Развития Речи «Говоруша» гарантирует успех коррекции и берёт на себя ответственность только в том случае, если 50% работ выполняют специалисты и 50% — семья.
Некоторые родители уже знают, что у нас есть программа «Говоруша SMART». Это методическое сопровождение родителей в коррекционном процессе их детей — три месяца мы обучаем, мониторим успехи ребёнка, помогаем и отвечаем на все вопросы.
Программа была разработана полтора года назад совместно с методистом Центра Бочковой Александрой Андреевной и руководителем Центра — Дашковской Еленой Владимировной.
Сейчас у нас прошла исследовательская группа. Мы поставили эксперимент: насколько будет быстрее и эффективнее коррекция, когда родители проходят программу Говоруша SMART?
Исследовательская группа завершилась 27 июня. В ближайшее время обязательно обработаем результаты и расскажем, что у нас получилось.
Возвращаясь к усталости, что, если в процессе коррекции у мамы закончились силы? Как быть?
В первую очередь, важно понимать, на каком этапе мы находимся. Даже если вы много лет в процессе — нет предела совершенству! И у идеального ребёнка можно найти моменты, которые нужно корректировать.
У наших детей слабая и чувствительная нервная система. Она может рваться: специалист залатал одно место, почти всё прошло, но было такое сильное напряжение, что возникли проблемы в другом. Всё время где-то что-то трещит!
Так можно ли маме отдохнуть?
Конечно! Нужно!
Коррекционный процесс — гибкий. Мы всегда мониторим и видим, что происходит ребёнком, со специалистом, с семьёй.
Бывает, мама старается одна. Ей тяжело, а ещё все вокруг говорят, что коррекция — бесполезна, пустая трата времени и денег. Сложно быть в постоянной борьбе, согласны?
В некоторых случаях, родители так глубоко вовлечены в процесс, что уже не чувствуют усталость, им сложно остановиться. На этих этапах в работу включается психолог, который помогает всем немного выдохнуть.
Отдыхать — важно. Правильно настроенный коррекционный процесс это покажет.