Навык имитации. Советы дефектолога.
24 мар 2017
Автор: Дашковская Е. В.
В основе большинства базовых навыков ребенка лежит совместное разделенное внимание и навык имитации. Как же ребенок может учиться и развиваться, если не обращает внимание на поведение окружающих?
Если не смотрит на поведение других детей, не стремится к ним? Или наоборот, очень хочет, но не умеет играть с ними, начинает драться, кусаться и сам от этого расстраивается?
Все мы помним, как важно ребенку в детстве повторять те же действия, которые выполняют родители, быть «красивой, как мама» (красить губы, примерять туфли, платья, делать прическу кукле, пр.) или «сильным, как папа» (манипулировать инструментами, чинить машину, пить крепкий кофе и тд.). В более глобальном понимании ребенок учится общению через попытки копировать взрослых, а также других детей. Это самый естественный в мире способ социализации – быть как все, копировать действия, заниматься общей деятельностью, радоваться ей в обществе.
В науке Прикладной Анализ Поведения (АВА) уделяется особое внимание формированию навыка имитации. Именно благодаря усиленным и точечным упражнениям мы можем научить ребенка общаться, играть, а также и разговаривать (ведь звуки также ребенок начинает использовать, повторяя за значимым взрослым, мамой или папой, и уже впоследствии развивает свои умения до полноценной речи). Благодаря имитации ребенок по-иному взглянет на мир, окружающих его людей. Он будет способен учиться, взаимодействовать и сотрудничать.
Этапы формирования навыка имитации:
- Крупномоторная имитация –около года;
- Имитация с предметами (простые манипуляции с игрушками типа стучания молотком, кормления куклы, пр.) – 1,5 года;
- Имитация с предметами при выборе из набора: перед ребенком 5 предметов, перед взрослым такой же набор. Взрослый берет любой предмет и выполняет действие (постучать ложкой по столу, кинуть мячик, поцеловать куклу, пр.), просит ребенка повторить. Сможет ли ребенок выбрать правильный предмет и повторить действие? Около 2 лет;
- Имитация, включающая в себя программу действий (хлопок в ладоши, руки вверх, пальцем на нос). Сможет ли ребенок запомнить все действия взрослого и повторить их в том же порядке? 2,5 года
Причем обратите внимание на инструкцию. Это не «постучи», не «подними руки», а именно «Повтори за мной».
Если Вы провели это небольшое задание со своим ребенком, и увидели, что он находится на низком этапе для своего возраста, или совсем не понимает инструкции, теряется и следует только подсказкам (Вы поднимаете сами его руки, говорите «ну же, Ваня, похлопай, ты же умеешь, как в песенке» и т.д.) – обязательно включите обучение навыку имитации в Вашу программу занятий.