Подростки и успеваемость
21 сен 2022
Автор: Дашковская Е. В.
Подростковый возраст — это та самая линия, с которой у большинства современных родителей возникают трудности. Наверное, каждый из тех, чей ребёнок вошёл в пубертатный возраст, понимает о чём мы.
На самом деле на этом этапе одна проблема — дети выбиваются из «коридора», по которому идут все остальные, возникают трудности с учебой и мотивацией. И это не страшно и не ужасно. Странных детей нет, есть те, которые не соответствуют требованиям системы.
Говоря о современном образовании нельзя не вспомнить замечательную фразу:
«Ребёнок — это не костер, в который надо постоянно подбрасывать дрова. Его надо зажечь, чтобы дальше он сам горел»
В какой момент дети начинают плохо учиться?
Важно понимать, что «плохо» — это когда нас, родителей, что-то перестало устраивать. Ребёнку ведь всё всегда нормально, потому что учеба — это познание, запоминание и применение изученного в жизни. И он продолжает учиться, просто не так, как этого хотят мама с папой.
Низкая успеваемость случается тогда, когда родитель перестаёт контролировать процесс. Некоторые считают, что достаточно нанять педагога/отдать в детский сад/школу и пусть с ним там работают.
Но это неверно! Мы сами должны следить за процессом обучения наших детей.
Это не значит, что с первого класса нужно сидеть с ним за одной партой, смотреть домашнее задание и контролировать каждый шаг. Так делать нельзя! Всё-таки у школьника должен быть уровень самостоятельности и понимание, зачем он это делает.
Родители могут контролировать процесс через общение. С детьми очень важно разговаривать! Например, если ребёнок жалуется на двойку по математике — это явно о чем-то говорит. Где-то он не добирает: либо проблемы с учителем, либо с предметом.
Нужен такой уровень доверия и общения, когда он сам рассказывает. Вы слушаете, сочувствуете, даёте совет или делитесь мнением, а про себя отмечаете: «Так, вот здесь и здесь у нас проблемы, нужно с этим поработать».
Когда дети маленькие с ними можно договариваться, контролировать процесс обучения. Но с подростками всё становится сложнее, многие родители теряются и все попытки как-то совладать с ситуацией заканчиваются скандалом.
В этом возрасте на помощь приходит позитивная и негативная мотивация.
Давайте на примерах разберемся, что это такое? И зачем это нужно?
Мотивировать подростка нужно для того, давать ему стимул достичь чего-то, заинтересовать учёбой. Для этого родители используют различные уловки и манипуляции.
Важно уважать ребёнка и его интересы, Ваши действия не должны идти наперекор его желаниям, только мягко направлять.
Позитивная мотивация (внутренняя)
«Если ты попробуешь, то учеба может тебе понравиться, ты получишь от неё удовольствие и поступишь в университет, чтобы и дальше развиваться в интересной для тебя сфере»
Негативная мотивация (внешняя)
«Если ты получишь пятёрку, то я куплю тебе новую приставку»
Мотивация деньгами — хорошо или плохо?
Ведущий специалист нашего Центра Развития Речи «Говоруша» логопед-дефектолог — Дашковская Елена Владимировна поделилась тем, как мотивирует своего сына.
У младшего ребенка Елены — Миши — проблемы с физкультурой. Чтобы исправить ситуацию, ему предложили давать тысячу рублей за каждую пятёрку по этому предмету.
Если «отлично» выходит и в четверти, то он получает ещё три тысячи. Вы бы видели это рвение!
Кроме того, у Миши есть ещё один способ заработать деньги на дополнительные карманные расходы: Елена Владимировна обучает специалистов логопедическому массажу, и иногда сын выступает на них в качестве модели. Каждый час занятия — 500 рублей.
«Это эффективный способ, и мне за него не стыдно! Мой сын учится финансовой грамотности, знает, как откладывать деньги, как планировать расходы!» — комментирует Елена Владимировна.
В ведущих вузах учится много иногородних студентов. Если сравнивать петербуржцев с детьми из отдалённых уголков России, то сразу видно разницу.
«Мне сказали, если не хочешь учиться – вон ведро, вон навоз – убирай» – рассказал студент СПБГУ, выросший в деревне.
И, пожалуйста, негативная мотивация, а какая сильная! Эффективно и качественно работает!
Правда, не стоит забывать, что как бы вы не заботились и не старались, ваш ребёнок всё равно скажет, где вы ошиблись. Кроме иностранных языков. Здесь он вас точно поблагодарит, такие знания во многом упрощают взрослую жизнь.
То, как меняется ваша связь с ребёнком — это абсолютно нормальный и естественный процесс.
Ребёнок остается один, взрослые его не направляют. А без ориентира детям очень сложно жить. Важно не упустить момент, когда ребёнок действительно нуждается в вашей помощи.
Мама и папа — это всегда авторитет. Но, когда они мало времени проводят со своими детьми, то их заменяют новыми кумирами.
Когда говорят: «Вот тебе Алиса, вот YouTube, смотри, слушай сказки, делай, что хочешь!»
Как его не упустить?
Сопереживать, выслушивать, интересоваться его увлечениями, поддерживать. Лучше всего, когда ребёнок сам делится с вами. Дети всегда рассказывают о том, что для них важно. Нужно просто уметь слушать!
Кроме того, учеба в школе далеко не всегда говорит об умственных способностях ребёнка.
У детей может что-то не получаться не из-за предмета, а из-за недопонимания с учителем. Взаимоотношения с учителем очень важны, они формируют модель, которая будет использоваться ребёнком при общении с другими взрослыми, а в дальнейшем — с теми, кто стоит выше на карьерной лестнице — например, начальником.
В жизни человека есть две составляющие: социальная (эмоциональный интеллект) и карьерная.
Эмоциональный интеллект — важная часть в развитии человека. Очень часто забывают про него, а ведь, когда ребёнок идет в школу эмоциональный интеллект выходит на первое место. Начинается формирование нового этапа. Появляется умение взаимодействовать в социуме, общаться, где-то выслушивать, поддерживать. Здесь уже в полной мере формируется взрослая личность!
Почему одни дети учатся хорошо сами, а других нужно контролировать?
Приведём пример из жизни
Есть два одноклассника, 11 класс. Девочка и мальчик. Она растет без отца, мама постоянно работает, у второго есть оба родителя, бабушки дедушки, все о нём заботятся и поддерживают.
Нетрудно догадаться, кто всегда делал домашнее сам, правда?
Дети, которые понимают, что домашняя работа их личная ответственность, всегда учатся хорошо. А те, с которыми ходят за ручку — нет, поэтому лучше всего с пелёнок приучать ребёнка к самостоятельности.
Понятно, что сейчас такой ритм жизни, когда нужно действовать быстро, чтобы везде успеть. Пока он наденет ботинки, вы опоздаете сразу в несколько мест. Но тем не менее, хотя бы пару раз дождитесь, пока он справится с задачей сам. Да, приедете в садик позже, но зато ребёнок будет приучен!
То же самое касается и учёбы в школе. Ребёнок пошёл в первый класс: новое место, учительница, одноклассники. Пока есть желание и интерес, пусть малыш сам выполняет домашнее задание! Когда мы вмешиваемся в процесс, то своими руками гасим в ребёнке потребность самому справляться с задачами.
Что делать, если ребёнок не справляется со школьной системой?
Недавно к Елене Владимировне на консультацию пришла женщина.
Мама 15-летнего подростка отчаялась и не знала, как повлиять на своего ребёнка. Она понимала, что для будущего сына важна математика, но у него недоставало мотивации, чтобы учиться. Ребёнок обманывал родителей, прогуливал уроки, срывался. И ни мама, ни папа ничего могли с этим сделать.
В таких ситуациях нужно побыть с ребёнком. В идеале взять отпуск на 3–4 дня, забрать его из школы и просто провести время вместе. Не читать нотации, не разбирать вместе уроки, а общаться, спросить, чем он увлекается, узнать, как вообще его дела. После такого отдыха многое проясняется, замечаются триггеры.
Лучше сделать совместный досуг не исключением, а правилом. Выберите конкретный день, когда вы можете провести время вместе: сходить в кино, покататься на аттракционах, съездить на озеро, поплавать на лодке, поездить на велосипедах или даже прыгнуть с парашюта!
Узнайте, чем интересуется ваш ребёнок: какой сериал ему нравится, что он любит читать, что его вдохновляет. И погрузитесь в эти хобби. Если в сериале много серий, и вы понимаете, что не готовы смотреть его целиком, то к вашим услугам есть прекрасные сайты с кратким содержанием серий.
Так вы сможете оказаться на одном уровне со своим ребёнком. А после этого тихонько тянуть его наверх, показывая яркую и насыщенную жизнь, давая мотивацию.
«Хочешь каждый день прыгать с парашюта? А на этом ведь можно сделать карьеру, тебе нужно сдать вот эти предметы и поступить сюда. Попробуешь?»
А если закрыть глаза на неуспеваемость ребёнка?
Бывает, что проблема зародилась ещё в детстве, усилилась в школе и полностью проявилась в пубертате. Что если закрыть на это глаза и ничего не делать? Что произойдёт?
Ничего плохого.
Раньше считалось, что колледж – это стыдно. Но времена меняются. Сейчас поступить в колледж не так просто, средний бал вырос до 4,5, образование изменилось, у детей есть общежитие, стипендии, большая столовая. Ребёнок полностью обеспечен, он получает профессию (сантехника/автомеханика/повара/слесаря) и спокойно живёт дальше.
Завалить экзамены не так уж и страшно. Все дети поступают в школу, но не все доходят до ЕГЭ.
Каждый родитель сам выбирает будущее для своего ребёнка.