Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша

Почему детям трудно говорить?

20 мая 2016

Воспитание

Автор: Дашковская Е. В.

В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой, что ребенок не говорит или плохо говорит, при этом нет органических поражений Центральной Нервной Системы. Количество таких случаев, за последнее время, увеличивается. В чем причина и что в таких ситуациях делать? Дело в том, что ребенок с самого момента рождения речевое существо.
Он на эмоциональном уровне понимает речь, но до определенного времени не может говорить в силу незрелости структур головного мозга. Родители являются проводниками ребенка в мир жизни и социального общения. Задача родителей разговаривать с ребенком и озвучивать все, что происходит с ним и в его окружении.

Если это происходит, то через некоторое время, когда структура головного мозга и речевой аппарат созревает, ребенок начинает говорить. Наряду с озвучиванием простых вещей, «это красное», «это деревянное», « это зебра», необходимо озвучивание эмоциональных ситуаций. Например: «ты хочешь к маме на ручки», «тебе это нравится», « да, это не вкусно, но это необходимо для твоего здоровья», « я знаю, ты сердишься на меня потому, что меня сегодня слишком долго не было дома», «ты сегодня не в духе, потому что и у меня плохое настроение, мы поссорились с папой», «я знаю, твой брат ревнует меня к тебе, и поэтому проявляет к тебе агрессию, не волнуйся, я защищу тебя», «я знаю ты сердишься, что я не сделала, как ты хочешь, я рядом, и я понимаю твое горе, вместе мы его переживем». Взрослый — проводник, переводчик, он озвучивает происходящее, и у ребенка появляется возможность устанавливать взаимосвязи, уменьшается тревога. Дети, которым родители озвучивают эмоциональные ситуации спокойнее и развиваются быстрее. Но не все родители умеют это делать, не у всех есть этот навык. Сами родители, возможно, выросли в семьях, где не озвучивались эмоциональные ситуации. И такие родители не только не озвучивают эмоциональную жизнь ребенка, но и не озвучивают то, что происходит между ними, как супругами. В результате ребенок растет в среде, которая наполнена напряжением и эмоциональным молчанием. Часто именно такая ситуация приводит к тому, что ребенок не начинает говорить, либо испытывает трудности, т.к. ему приходится преодолевать значительное внутреннее напряжение.

Мы считаем, что в таких случаях, когда ребенок не говорит, или плохо говорит, но нет никаких органических причин поражения структур головного мозга, необходима совместная консультация логопеда и психолога- психоаналитика, для того чтобы увидеть, что происходит в семье в целом, и как родители умеют говорить о своих чувствах друг с другом и озвучивать эмоциональную жизнь ребенка. В дальнейшем есть возможность посещения обучающей группы, где родители учатся этим навыкам.