Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша

Почему ребенку нужна речевая группа?

29 мая 2017

Развитие речи

Автор: Дашковская Е. В.

Речь является важнейшим критерием оценки возможностей и перспектив человека. Однако красивая, грамотная, четкая речь не появляется внезапно у того, кто недавно с трудом мог связать пару слов.

С какого же возраста можно услышать от человека связную логичную речь? Приблизительно с трех лет. Трехлетний ребенок должен говорить развернутыми предложениями, иметь большой словарный запас, хорошо понимать обращенную речь. Это норма!

Некоторые родители и «знающие» люди порой считают, что отсутствие у ребенка активной речи в 3-4 года — не заслуживающий особого внимания факт. В таких случаях можно услышать: «Это он пока молчит. Чуть подрастет и сразу начнет хорошо говорить!». Такое убеждение в корне ошибочно. А уж если вам говорит подобное детский специалист, это серьезный повод усомниться в его компетентности. «Молчуны» никогда не разговорятся сами собой. Если ребенок мало и плохо говорит в 3 года, ему обязательно нужна логопедическая помощь.

Чем опасно для неговорящего ребенка отсутствие специальной с ним работы?

  • Возраст до 3 лет — это сензитивный, т. е. наиболее чувствительный период для развития речи любого ребенка: с логопедическими проблемами и без них. Общеизвестный факт, что дети в раннем детстве легко без каких-то дополнительных усилий со стороны взрослых могут одновременно усвоить несколько языков, не обучаясь им, а буквально «впитывая» структуру каждого языка и не путаясь в них. Детям более старшего возраста приходится уже целеустремленно учить язык, поскольку период сверхчувствительности к речи сходит на нет. Несомненно, в 5 лет возможна коррекция речевых проблем, но если ребенок со слабо развитой речью только начинает занятия к 5 годам, то будет упущено очень много времени.
  • Дети плохо или совсем не говорящие чаще всего имеют разные поведенческие проблемы из-за невозможности объяснить что-то про себя или понять взрослых и своих нормально говорящих ровесников.
  • Речевые проблемы отрицательно влияют на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Ребенку гораздо сложнее улавливать закономерности, выстраивать логические связи.

Ребенок может получить логопедическую помощь в муниципальном детском саду. К сожалению, попасть в эти учреждения сложно, потому что детей, стоящих на очереди, больше, чем мест в группах. Специализированные государственные сады в большинстве своем принимают детей с логопедическими проблемами в возрасте от 5 лет. Практически невозможно найти государственных учреждений с логопедической поддержкой для 3-4-летнего ребенка.

Что должно обеспокоить родителей трехлетних детей в речевом развитии их ребенка?

  • Ребенок, понимая чужую речь, сам не говорит.
  • Ребенок говорит, но не понимает содержание чужой речи.
  • Ребенок не говорит и не понимает слов, обращенных к нему.
  • Ребенок произносит неправильно многие звуки.

Детские развивающие центры и частные клиники предлагают услуги логопеда, но чаще под этим подразумеваются разовые индивидуальные занятия, а не комплексный подход. Существует значительное отличие между единичными занятиями с логопедом и целенаправленной работой в речевой группе.

В чем преимущества групповых занятий?

Давайте рассмотрим преимущества групповых занятий по сравнению с занятиями ребенка дома с родителями или индивидуальными занятиями с логопедом.

1) Радостное настроение и эмоциональный подъем ребенка способствуют произношению отдельных интонационных звуков. Когда ребенок радуется, его можно побуждать говорить больше. Положительный настрой снимает сопротивление и напряжение.

Как вызвать у ребенка этот самый положительный настрой? Создать особую игровую ситуацию, где будут интересные для него практические действия. Родителям непросто каждый раз выдумывать новые игры, а психолог на групповых занятиях предлагает детям разнообразие игровых ситуаций.

2) На групповых занятиях общение становится естественной потребностью. Во время занятий логопед с психологом наблюдают за действиями ребенка, повторением слов и усвоением информации. А также они продуцируют ситуации, когда у детей возникает потребность общаться друг с другом. Именно этот момент упускается в занятиях с мамой или индивидуально со специалистом. Ребенок прикладывает больше усилий, чтобы взаимодействовать со сверстниками, его эмоциональная отдача при собственном желании общаться намного выше.

3) В речевой группе дети не только учатся произносить звуки и обогащают свой словарный запас, как это делается на индивидуальных занятиях с логопедом. Они получают комплексную терапию, которая включает физическую разминку, творческие занятия для развития тонкой моторики, пальчиковую гимнастику, ритмопластику, занятия математикой, логикой. Все это способствует расширению кругозора и умению грамотно выражать свои мысли в рамках данного возраста.

Набор в «Утреннюю речевую группу» открыт в Центре Развития Речи «Говоруша». Занятия по 4 часа проводятся по утрам, 5 раз в неделю. Речевая группа — максимальное активное включение ребенка в деятельность по развитию речи. Дети, как ныряльщики за жемчугом, погружаются в специальную речевую среду с помощью профессионалов, чтобы вечером удивлять родителей своими находками.