Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша
Говоруша логотип
Говоруша

Помощь «особым» детям в учебе и развитии.

17 фев 2017

Поддержка

Автор: Дашковская Е. В.

Чтобы учиться и развиваться, «особым» детям в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. В отличие от нормотипичных сверстников, которые «запрограммированы» на обучение и развитие, «особенных» требуется «подталкивать», чтобы помочь подняться на новый уровень или применить навык в новых условиях.
Все чаще родители детей с нарушениями в развитии ставят в приоритет занятия по вызыванию речи, обучение академическим навыкам — чтению, счету, письму и навыкам самообслуживания, задвигая игру на второй план.
Почему не менее важно постоянно играть с ребёнком? Как найти идеи и получить удовольствие от игры, закладывая важный фундамент для здорового развития?

Не секрет, что игра для ребенка дошкольного возраста, это ведущая деятельность и наиболее естественное занятие. В игре естественным образом развивается сенсомоторная сфера ребенка, эмоциональная сфера, речь и мышление. Все навыки, которыми овладел ребенок или которыми ему трудно овладеть в учебной ситуации, могут быть развиты в процессе игры.
Это также возможность проиграть разное развитие одной и той же ситуации, умение находить решение в разных жизненных ситуациях, умение общаться с другими людьми. Игра, когда мы следуем за интересами ребенка, это возможность для него раскрыть свои потребности и возможности, получить ощущение успешности, реализовать свои идеи, выразить свои переживания и решить проблемы в символической форме. И все это совершенно безопасно для собственной самооценки ребенка.
Для детей более старшего возраста, которые достигли уровня самосознания школьника, игра занимает в жизни меньше места, но служит тем же целям.

Важно помнить, что чем больше вы будете играть, тем лучше контакт с ребенком у вас будет, тем легче выстроить взаимодействие с ним для решения других задач, в том числе и задач обучения академическим навыкам и самообслуживанию. Желательно уделять совместной игре не менее 20 минут в день. Это могут делать все члены семьи, которые могут удерживать цель игры, а также няни и педагоги.Идеи для игры есть везде. Это детские сказки, сюжеты из книг и мультфильмов, это сборники игр и занятий с детьми, это ваши креативные идеи, это то, что вы видите на прогулках или вспоминаете из своего детства. Главное не во что играть, а как. Главное, чтобы это нравилось вашему ребенку и было ему по силам. Не стремитесь сразу к символической игре или к сложным сюжетам. Начните с простого и двигайтесь, постепенно развивая игру. Если ребенок не принял вашу идею, вернитесь назад к любимым играм и занятиям, а в следующий раз попробуйте упростить для ребенка вашу идею. Главный показатель хорошей игры, это удовольствие, которое получаете вы оба от игры, двусторонний контакт. Как только происходит разрыв контакта, вы возвращаетесь к простой любимой игре или занятию и, побыв с ребенком в зоне комфорта некоторое время, снова начинаете развивать игру и усложнять.
Где черпать силы и вдохновение? Это непростой вопрос. Мы должны наполнить ребенка своими эмоциями, прежде чем получим от него эмоциональный ответ. Мы должны быть увлечены игрой и заразить нашим энтузиазмом ребенка. Нам самим нужно быть наполненным эмоциями и идеями. Потому что дать можно только то, что у тебя есть. Поэтому родителям очень важно выделять время для себя, на любимые занятия и отдых. Нужно периодически делать для себя что-нибудь приятное: встречи с друзьями, поход в кино или в салон красоты, в спортклуб или на пробежку, вышивать или танцевать. Что угодно, что заряжает вас самих положительными эмоциями.

Конечно не просто родителям играть с ребенком, у которого отсутствует зрительный контакт или нет речи.
Но и при этом игра тоже может стать взаимным приятным удовольствием и развивать взаимоотношения! Мы должны постоянно наблюдать за ребенком, понять, что приводит в восторг. Это могут быть движения, возня, любимая еда, игрушки или вещи домашнего обихода. Потом мы можем использовать эти знания, чтобы привлечь внимание ребенка. Например, поднеся желанный предмет на уровень наших глаз. Или поддержать любимое занятие ребенка. Или во время приятной возни с ним (приятной для него). Мы можем в это время рассказывать ему ласковым тихим голосом или громким звонким голосом (в зависимости от того, на что он лучше реагирует) как нам нравится с ним играть, какие хорошие у него ножки и ручки, какой красивый носик или волосы и ласково смотреть на него. Мы можем говорить о том, как нам нравится с ним возить машину, выкладывать ряды, качать дверь или прыгать на диване. Мы можем необычным образом использовать привычные предметы (поставить тарелочку на голову как шляпу, нарисовать на своем носу помадой красную точку).
И, конечно, нужно придумать то, что может удивить вашего ребенка. Ваш непривычный вид, голос или фокусы, которые привлекут его внимание.
Нужно наблюдать и пробовать разные способы привлечь внимание и взгляд ребенка. Да, с первого раза может не получиться, но со 2-3-4 раза вы получите результат. Важно внимательное, включенное наблюдение за предпочтениями и реакциями ребенка, креативность и настойчивость в своих попытках выстроить контакт с ребенком, глазной контакт в том числе.

Ребёнок может не говорить, но понимать речь. Он понимает интонацию, ритм речи и тон голоса, в любом случае, если он вообще слышит звуки. Мы обязательно используем активно мимику и жесты. «Словарь» жестов у родителей и специалистов должен быть богатым при общении с ребенком, особенно не говорящим. Также важен словарь мимики. Кстати, если ребенок слабо воспринимает выражение лица, то мимика должна быть очень выразительной. В силу особенностей своей сенсорной и моторной сфер, ребенок может не повторять ваши жесты, но он обязательно поймет ваши. Как минимум, то, что эти жесты могут быть разными в разных ситуациях.
Для начала это могут быть сенсорные игры (милая возня с ребенком, предметные игры (бросание игрушек в разные отверстия), могут быть эмоциональные игры (типа КУ-КУ), могут быть сюжетные игры (кормить куклу, возить кубики на машине), ролевые игры, где уже присутствует символическая игра (когда ребенок машинист поезда, он и билеты проверяет и пассажиров возит и за порядком следит, а мама пассажир, который то билет забыл, то пить хочет, то забыла остановку), это могут быть квесты (путешествие героя, чтобы найти сокровище, которое поможет спасти принцессу, например), рассуждения о том, как люди будут жить через 100 лет (такие игры в виде развития идей), настольные игры разной сложности….. Единственное, чем не стоит увлекаться в игре Флортайм, это причинно-следственными играми в классическом исполнении и без дополнительных (эмоционально значимых целей) (сбор пирамидки, сортеры, головоломки, пазлы, конструкторы). Их стоит использовать для развития пространственного и конструктивного мышления ребенка. С них можно начинать, если ребенок их любит. Это может быть способ начать взаимодействие, а дальше, как промежуточная цель, один из сюжетов большой сюжетной игры. Например, построить дом для поросят или железную дорогу, по которой мы куда-то поедем, или наклеить на кубики и треугольники в сортере картинки с изображением зверей и играть в «Теремок».

Игра- это создание эмоционального контакта с ребенком и двустороннего взаимодействия (диалога), получение удовольствия от общения с ребенком, это улучшение саморегуляции, улучшение сенсо-моторной сферы, развитие речевой и невербальной коммуникации, развитие и понимание собственных эмоций, умение решать социальные задачи в нестандартной ситуации, умение идти на компромисс, развитие логического, абстрактного и эмоционального мышления, развитие самосознания и самооценки, формирование мотивов к обучению и общению, системы ценностей, построение Я-концепции. Этот подход позволяет раскрыть потенциал ребенка.

Полезно почитать: Книга «На ты с аутизмом. Использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления»

В книге впервые на русском языке представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном — одним из крупнейших в мире специалистов в этой области.
Методика успешно применяется в работе с детьми с самого раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми. Для оценки достижений выделяются такие параметры, как эмоциональная теплота, способность строить отношения с людьми, способность к творческому мышлению и осмысленному общению. Занятия проводятся в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья, и в результате навыки общения и мышления быстро входят в повседневную жизнь
Книга адресована родственникам людей с расстройствами аутистического спектра, специалистам, работающим с ними, а также студентам — психологам, педагогам и др.